Киловольт

Электроснабжение => Общие вопросы => Тема начата: Илья от 20 Апрель 2019, 13:56:12

Название: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: Илья от 20 Апрель 2019, 13:56:12
Всем привет. Такую штукенцию выдали нам, информации 0. Нужна помощь ваша кто разбирается. Принцип работы и обозначение расшифровать схемы , "управление задвижками насосной станции"  :'(
(https://funkyimg.com/i/2TkNg.jpg) (https://funkyimg.com/view/2TkNg)
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 21 Апрель 2019, 22:10:53
Часть первая. Назначение элементов схемы.
QF1 - автоматический выключатель защиты электродвигателя задвижки. От перегрузки (грубо) и коротких замыканий.
SF - автоматический выключатель защиты цепей управления
КЗ - контактор закрытия задвижки. Имеет силовые контакты, дополнительные контакты и катушку.
КО - контактор открытия задвижки. Имеет то же самое, что и КЗ.
ККI - тепловое реле для защиты электродвигателя задвижки от перегрузки. В отличие от автомата, настраивается точно на номинальный ток двигателя и работает быстрее и точнее. Нагревательные элементы реле включены в силовую цепь двигателя, но контактов в цепи управления я не обнаружил
SBT - кнопка остановки. Прерывает операции закрытия или открытия задвижки на любом этапе. Здесь в схеме есть косяк, далее поясню
SBC1 - кнопка "Открыть задвижку"
SBC2 - Кнопка "Закрыть задвижку"
HL1 - лампа, сигнализирующая том, что идет процесс закрытия задвижки.
HL2 - лампа, сигнализирующая том, что идет процесс открытия задвижки.
ВК1 - контакт положения задвижки, замыкающийся, когда она полностью закрыта
ВК2 - контакт положения задвижки, замыкающийся, когда она полностью открыта
ВКА - контакт задвижки, срабатывающий при ... наверное, аварийном превышении момента на валу.
ВКР - контакт задвижки, срабатывающий при... тоже чем то похожем, тут надо точно на тип задвижки смотреть.
РП1 - реле КИП, служащее для управления работой задвижки в автоматическом режиме. Работает при одновременном замыкании контактов РУ и РД1
Далее догадки:
РУ - реле управления. Разрешает (или командует) процессом открытия задвижкой.
РД1 - очевидно, реле давления. Что-то случилось с давлением - можно (или нужно) открывать задвижку.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 21 Апрель 2019, 22:17:07
Часть вторая. Исходное состояние схемы.
QF1, SF1 - само собой замкнуты.
Допустим, что РУ и РД - разомкнуты. При этом РП1 - не срабатывает.
При такой ситуации ток неминуемо только по одному пути:
SF - SBT - РП1 (нормально замкнутый контакт) - нормально замкнутый контакт КО (контактор то не в работе) - катушка КЗ - блок-контакт задвижки ВК1 (если она не в концевом положении "Закрыто") - блок-контакты ВКА и ВКР.
В итоге срабатывает контактор КЗ.
Собирается силовая цепь, электродвигатель задвижки крутится в сторону закрытия.
До тех пор, пока не сработает концевик ВК1. Он прерывает цепь и катушка КЗ питание теряет.
Движение моторчика прекращается. Все, схема в полностью исходном положении.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 21 Апрель 2019, 22:32:26
Часть третья. Автоматический режим.
Открытие задвижки произойдет, если сработает реле РП1.
Для этого должны замкнуться оба контакта в цепи его катушки: РУ и РД1.
Скорее всего, РУ - это реле, срабатывающее при пуске двигателя, создающего давление в магистрали.
А РД1 - реле давления, контролирующее появление давления в этой же магистрали.
Итак, реле РП1 сработало.
Его нормально замкнутый контакт (далее по тексту НЗ) разрывает цепь питания КЗ, блокируя его работу.
Нормально открытый (НО) контакт замыкается в цепи катушки КО. Она получает питание по цепи:
SF-SbT-РП1 (только что замкнувшийся) - НЗ контакт контактора КЗ (он не работает) - концевой выключатель №задвижка открыта" (ВК2) - Концевые выключатели ВКА и ВКП - SF
КО срабатывает, запускает мотор в направлении открытия задвижки. Процесс идет до тех пор, пока не разомкнется концевик ВК2 в конце хода задвижки в состоянии "Открыто".
После чего процесс встает на паузу.
Процесс можно прервать в любую минуту, нажав на кнопку "Стоп" (SBT). Но эта кнопка нарисована неправильно. Она должна быть с фиксацией. Потому что однократное нажатие этой кнопки останавливает работу двигателя задвижки, обрывая цепи питания что КЗ , что КО. Но как только кнопку отпускаем - процесс работы возобновляется. Какой из контакторов будет работать, зависит от положения реле РП1. Поэтому кнопка после нажатия должна зафиксироваться.
Если какой-нибудь из контактов: РУ или РД1 - отпадет, то пойдет вышеописанный процесс закрытия задвижки.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 21 Апрель 2019, 22:45:39
Часть четвертая. Ручной режим.
При нажатии кнопки SBC1 задвижка открывается. Действие аналогично выше описанному, так как параллельно ей подключен контакт управляющего открытием реле РП1.
Аналогично при нажатии SBC2 задвижка закрывается.
НО:
Как только мы отпускаем кнопку (любую) опять же схема "начинает слушаться" реле РП1. И возвращается в положение, в которое велит ее отправиться состояние этого реле.
Должен быть еще где-то волшебный ключик перехода с ручного управления на автоматическое.

Часть пятая. Блокировки и сигнализация.
1. Чтобы контакторы КЗ и КО не включились одновременно, в цепи их катушек расположены их же контакты, только наперехлест: в цепи катушки КО последовательно подключен блок-контакт КЗ и наоборот. Если один включился - второй точно не включится.
2. Концевики ВКА и ВКР служат для защиты задвижки в случае отказа в работе ее концевых блок-контактов ВК1 или ВК2. Либо при заклинивании задвижки при работе из за механической поломки или попадания внутрь всякой гадости (да мало ли еще чего).
Лампа HL1 светится в процессе закрытия задвижки
Лампа HL2 светится в процессе открытия задвижки

P.S. Закрытие или открытие задвижки зависят от направления вращения ее двигателя М1. А направление изменяется путем изменения чередования фаз его питания. Это выполнено за счет того ,что КО подает из напрямую, а КЗ меняет две фазы местами.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: Зиновьев от 13 Май 2019, 22:58:11
А по этой схеме расскажите пожалуйста.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 13 Май 2019, 23:41:05
Цитировать
А по этой схеме расскажите пожалуйста.
А можно схему почетче? И желательно, полностью, а еще лучше -  с типом задвижки. Не вижу РКО, РКЗ и что написано в прямоугольниках рядом с их контактами. Можно и так рассказать, не проблема, но с дополнениями будет лучше.
Послать схему можно на почту alexzhuk00@yandex.ru
Интересная схемка, кстати. Непонятно только, кто такой 2КР и почему закрытие идет до конца автоматически, а открытие - только пока нажата кнопка "Открыть"
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 14 Май 2019, 22:12:55
(https://funkyimg.com/i/2TVAa.jpg) (https://funkyimg.com/view/2TVAa)
Исходное состояние схемы:
Включаем автомат питания 2АВ, при этом питание подается как на силовую цепь электродвигателя, так и на схему управления.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: Juventino от 14 Май 2019, 22:35:40
Схема чудная) и так и остается неполной. Вообще есть сомнения, что это рабочий документ, а не чей то черновик)
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 14 Май 2019, 22:39:35
В кнопочную станцию управления задвижкой входят три кнопки:
2КС - остановка процессов закрытия и открытия задвижки на любом этапе.
2КО - кнопка запуска процесса открытия
2КЗ - кнопка запуска процесса закрытия.

Открываем задвижку
Нажимаем кнопку 2КО. Фаза "А" от автомата 2АВ через нормально замкнутый концевой выключатель 2КР, стоповую кнопку 2КС концевой выключатель 2ВК, замкнувшийся контакт кнопки КО, нормально замкнутый контакт пускателя 2ПМЗ попадает на катушку 2ПМО. Пускатель срабатывает, замыкает свои контакты в цепи электропривода задвижки. Двигатель вращается, задвижка открывается.
На схеме не видна цепь катушки РКО (а также РКЗ). Возможно, что они воспринимают движение задвижки в ту или иную сторону, срабатывают и подхватывают своими контактами кнопки управления. То есть, РКО имеет возможность своими контактами заместить кнопку 2КО, которую можно потом отпустить, но задвижка продолжит открываться.
Сигнализация об открытии
В процессе открытия задвижки дополнительные контакты 2ПМО подключают лампочку 2ЛК к шинке мигающего света. Лампа мигает.

Процесс открытия будет происходить до тех пор, пока:
- в конце хода задвижки не разомкнуться контакты концевика 2ВК (в положении открыто контакты 1-2 размыкаются, см. диаграмму ниже).
- не сработает 2КР, являющийся, скорее всего, моментным коцевиком, реагирующим на перегрузку привода задвижки.
При этом отпадет пускатель 2ПМО, катушка которого потеряет питание. Электродвигатель остановится.
После срабатывания 2ВК цепь питания лампы 2ЛЗ будет разорвана, лампа светиться не будет. Но концевик 2ВК в положении "Открыто" будет замкнут. Поэтому после отпадания пускателя 2ПМО останется гореть лампа 2ЛК "Открыто"
Аналогичным образом происходит закрытие задвижки, с дополнениями:
1. Пускатель 2ПМЗ запустит промежуточное реле 2РС. Эта цепь выводит из действия и кнопку 2КЗ, и контакт реле РКЗ, и концевик 2ВК. Процесс закрытия будет происходить до тех пор, пока задвижка полностью не закроется, двигатель упрется в тупик, его вал остановится. От перегрузки сработает токовое реле 2РТ, контролирующее ток в одной из фаз электродвигателя. Именно оно прекратит работу электродвигателя на закрытие задвижки, разорвав цепь питания 2ПМЗ. Пи этом отпадет и реле 2РС, схема вернется в исходное состояние и будет ждать команды на открытие.
Наверное, это сделано для того, чтобы задвижка закрылась гарантированно и плотно, поскольку очень трудно отрегулировать момент срабатывания 2ВК, чтобы не задвижка полностью закрылась и не осталось никакой щели. Наверное, это очень важно.
2. И пускатель 2ПМО, и 2ПМЗ подают напряжение на электродвигатель. Но на выводах В2 и В1 при этом фазы меняются местами. Поэтому при срабатывании 2ПМО он вращается в одну сторону, открывая задвижку, а при работе 2ПМЗ - в другую, закрывая ее.
Как-то так, если что не понятно - спрашивайте.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 14 Май 2019, 22:41:45
Цитировать
Схема чудная) и так и остается неполной. Вообще есть сомнения, что это рабочий документ, а не чей то черновик)
Да, есть там вопросы. И к 2КР, и к нафига там 2ВК, ибо не подействует, и почему он 10-12, а не 1-3. Как стартуют реле РКО, РКЗ. Ну вот, пожалуй, и все непонятки.
Есть мнение, что это курсовик какой-то.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 14 Май 2019, 22:47:27
Цитировать
А по этой схеме расскажите пожалуйста.
Могу ли я взять эту схему за базовую для проведения урока по чтению схем на канале?
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: Зиновьев от 14 Май 2019, 23:40:01
Конечно можно. Спасибо Вам, за вашу неоценимую помощь! Схема реальная с ТЭЦ, мне ее дежурный электрослесарь прислал. По таким схемам работает оперативный персонал, почему он выбрал именно эту схему не знаю.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 15 Май 2019, 00:28:06
Цитировать
Схема реальная с ТЭЦ
Я почувствовал, что откуда-то оттуда. По наличию шинки мигающего света и схемы гарантированного закрытия задвижки с помощью токового реле. Не уверен, что у нас на станции такие нюансы были, это к КИП-у относилось.
Разбор уже отснял, теперь буду дальше схемы задвижек собирать. Мы их тут много порасключали, где-то должны быть перефотографированы.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: Зиновьев от 15 Май 2019, 11:04:48
Работа в группе автоматики Цеха ТАИ думаю такая-же интересная как и с РЗА. Хотя практического опыта ни в одном ни в другом нет.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: Зиновьев от 15 Май 2019, 21:52:39
Электрик всегда должен помнить:

1.Электрический ток - явление опасное и до конца не изученное.

2.Техника безопасности - Это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать.

3. Любая маленькая работа начинается с большого перекура.

4.Плохой электрик знает в лицо всех архангелов.

5.Если напряжение можно понять умом, то ток только чувством!

6.Молодой электрик не умеет работать, а старый умеет не работать.

7.Бесплатная электроэнергия бывает только в электрическом стуле.

8.Грязные контакты - основная причина преждевременного выхода из строя людей и электроприборов.

9.Если удалось собрать с первого раза электросхему, постарайтесь скрыть удивление.

10.Если вы спокойны, а вокруг вас в панике с криками бегают люди - возможно, вы что-то не поняли.

11.Здоровый сон не только продлевает жизнь, но и сокращает рабочий день.

12.Провода в какой-то степени очень напоминают женские ноги - чем больше оголены, тем больше вариантов лечь после прикосновения.

13.Не знаешь закон Ома - сиди дома.

14.В электричестве всего две неисправности:
1. Нет контакта там, где он нужен.
2. Есть контакт там, где он не нужен.

15.Предохранитель всегда сгорает последним.

16.Любое устройство, требующее наладки и регулировки, обычно не поддается ни тому, ни другому.

17.Если не замкнет, значит заработает.

18.Врубай, лишнее отгорит.

19.Шуруп, забитый молотком, сидит крепче, чем гвоздь закрученный отверткой.

20.Если при сборке электросхемы все заработало с первого раза, вырубай быстрее и ищи ошибку.

21.Если ничто другое не помогает, прочтите наконец инструкцию.

22.Работа электрика и работа шамана имеют много общего: например, оба произносят непонятные слова, совершают непонятные действия и не могут объяснить, как это все работает.

23.Переменный ток - это такой ток, который нет-нет да ка-а-к долбанет.

24.Постоянный ток бьет только один раз, а переменный 50 раз.

25.Электричество, это просто - Не суй руки - не протянешь ноги.

26.Не трогай оголенные провода мокрыми руками, от этого они ржавеют и портятся.

27.Для хорошего электрика не существует такого короткого замыкания, которое он не смог бы удлинить.

28.Если Вы стучите в дверь, а Вам никто не открывает. А за дверью слышен гул, то:
1 - Там гудят без Вас.
2 - Это дверь в трансформаторную.

29.Если взяться одной рукой за один оголенный провод, а другой рукой за другой оголенный провод, то вы поймете отчего загорается лампочка.

30.Опытный электрик даже женщину не берет за две груди одновременно.

31.Все беды электриков от плохих контактов.

32.Большинство электрических приборов потребляют меньше электричества в выключенном состоянии.

33.Совет молодому электрику: Если ваши руки в диэлектрических перчатках, то неважно откуда они растут.

34.Каждый раз, открывая где-нибудь распределительную коробку, можно вновь и вновь убедиться, что в нашей стране электрики - люди творческие.

35.Нет постояннее соединения, чем временная скрутка.

36.У электриков опыт растет прямо пропорционально выведенному из строя электрооборудованию.

37.На всякое напряжение найдется своя закоротка.

38.Смелый электрик до пенсии не доживает.

39.Плохое масло испортит не только кашу, но и трансформатор.

40.Не главное - докопаться до истины, главное - проводки не перепутать.

41.Если вы ошиблись, то автомат нас поправит.

42.Кабель - как парашют - лучше всегда иметь запасной.

43.Если подойти к спящему электрику и изо всей силы гаркнуть ему на ухо "Двести двадцать!" - то он тут же подскочит и может убить за это. Это ещё раз доказывает, что 220 опасно для жизни.

44.Надпись "Не влезай, убьёт!", понимаемая на всех языках мира буквально, для нашего человека означает просто: «Ты поосторожней там, когда влезешь.»

45.Ток, который нас не убивает, делает нас осторожнее.

46.Рубильник – орудие шантажа электриков.

47.Постоянное напряжение, будет не таким постоянным, если в проводку добавить две-три скрутки алюминия с медью.

48.Основное правило техники безопасности: "Не работай - не пострадаешь!"

49.Опыт - это когда перед тем, как очередной раз включить рубильник, ты прикрываешь глаза рукой.

50.На жизнь надо смотреть позитивно. Например, если вас долбануло постоянным током, то в этом есть не только минус, но и плюс.

51.В ходе проверки счётчиков электроэнергии выяснилось, что некоторые граждане не только совсем не потребляют электричество, а даже производят его и совершенно бесплатно заливают его в городскую электросеть.

52.Фаза в общем-то полезная, но на ощупь неприятная.

53.Горячий паяльник выглядит точно так же, как и холодный.

54.Семь раз замерь, один раз замкни.

55.В наборе инструментов обычно не хватает именно того гаечного ключа, который нужен.

56.Для выполнения большинства операций требуется три руки.

57.Каждому электрику известно: вещь, обмотанная синей изолентой, будет служить вечно.
#юмор
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 15 Май 2019, 23:34:14
У нас тут для юмора есть особый раздел  :)
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 16 Май 2019, 06:18:22
Вторая из разобранных схем рассмотрена в фильме
Как прочитать принципиальную схему задвижки (https://youtu.be/YPUDHk-qTKs)
В фильме даны рекомендации и основные тактические навыки по чтению принципиальных схем.
Приятного просмотра.
Название: Re: Управление задвижками насосной станции.
Отправлено: AlexZhuk от 19 Июнь 2019, 00:00:11
Еще одна схема управления задвижкой подробно разобрана на канале в фильме
Как прочитать принципиальную схему задвижки 2 (https://youtu.be/_SPH_qMArco)
Эти задвижки подключали мы сами, схему управления собирали тоже мы. Проект - не наш, но как всегда пришлось немного доработать
Приятного просмотра