Киловольт

Электрооборудование => Электродвигатели => Тема начата: Electron от 30 Декабрь 2019, 21:12:01

Название: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Electron от 30 Декабрь 2019, 21:12:01
Уважаемые коллеги, есть вопрос: имеется двигатель 315 кВт, 380/660 треугольник звезда соответственно. Если подключить его звездой на 380 В то он вероятнее всего сгорит, если защита не отработает. Так вот, можете обосновать подробно почему и из-за каких процессов происходящих с ним из-за этого он выйдет из строя?
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 30 Декабрь 2019, 23:28:48
На пониженном напряжении электродвигатель не разовьет требуемую мощность. А именно на нее он должен быть рассчитан, так как выбирается двигатель из расчета того, что ему механизм крутить надо. Поэтому он не сможет потянуть нагрузку и от этого сгорит.
Раньше считал, что при этом он и на холостом ходу погореть может, но тут встретил в литературе информацию, что электродвигатели допускается использовать на пониженном напряжении, если мощность на валу не будет превышать некоторого процента от номинальной (потом найду - напишу: сколько и источник информации)
Если наоборот - на повышенно напряжении включить, то само собой сгорит и очень быстро.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 30 Декабрь 2019, 23:58:30
Б.А. Константинов, Г.З.Зайцев."Компенсация реактивной мощности"
Библиотека электромонтера.  Выпуск 445, 1976г.
(https://funkyimg.com/i/2ZV7J.png) (https://funkyimg.com/view/2ZV7J)
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Electron от 16 Февраль 2020, 15:49:55
У меня на предприятии приключилась вот какая штука, двигатель 315 кВт D/Y 380/660 подключили по  схеме звезда на 380 В, через частотный преобразователь, под нагрузкой, двигатель начал естественно греться, но никакая защита при этом не отработала, двигатель отключили в ручном режиме через пол часа работы. После того, как двигатель разобрали, внутри между статором и ротором, обнаружились небольшие подтеки металла похожего на алюминий, при этом ротор целый. По итогом расследования, в одном из заключений грамотные люди написали, что расплавилась клетка ротора, хотя, на специализированном предприятии двигатель после этого проверяли, и ничего такого не обнаружили. Есть предположение, что это случилось из-за дефектов по механической части. Вопрос: могла ли клетка действительно расплавиться как написали в итогах расследования из-за не той схемы подключения, или все таки в заключении написали полную ерунду? К слову, двигатель после этого запускается, единственное, что под нагрузкой еще не пробовали. Температура плавления алюминия свыше 600 градусов Цельсия.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 16 Февраль 2020, 17:21:30
Цитировать
двигатель после этого запускается
Охренеть.
Цитировать
внутри между статором и ротором, обнаружились небольшие подтеки металла похожего на алюминий
и при этом мотор отправили работать, а не в металлолом. Дожили.
Ротор, говорите, целый. В заключении написано, что клетка ротора расплавилась. По-моему, тут ответ болтается на поверхности: хрень какая-то написана.
Если клетка расплавилась - нечего двигателю делать в эксплуатации.
Если не понятно, какого хрена там оплавилось - надо искать.
Пробовали в 380 на треугольник включать (в нормальный режим) и хотя бы токи холостого хода сравнить с заводскими (или с похожего мотора) данными?
Еще вопрос: а зачем к частотнику подключили по звезде? Ошибочно? И какое напряжение было выставлено на частотнике? Хотя... не знаю, при питании от сети 380 может ли там быть 660 выставлено.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Electron от 16 Февраль 2020, 22:31:52
На треугольнике 380 опять таки через частотник запускается, токи как в паспорте, на частотнике в тот момент было выставленно 380, а вот что оплавилось никому с энергослужбы не понятно, зато директор с пеной у рта доказывает, что расплавился ротор. Опять таки есть предположение, что были дефекты механической части, да и никому с энергослужбы не верится, что там 600+ градусов было. На звезде запустили ошибочно, при 380 питающем на частотнике может быть не больше 380
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 17 Февраль 2020, 01:19:04
Цитировать
что оплавилось никому с энергослужбы не понятно, зато директор с пеной у рта доказывает, что расплавился ротор
Если ротор, то на нем было бы обнаружено место, откуда вытек алюминий.
Цитировать
внутри между статором и ротором, обнаружились небольшие подтеки металла похожего на алюминий
А где конкретно, там ведь воздушный зазор? Просто в корпусе болтались?
Есть подозрение, что это мусор какой-то с завода  :)
А грелся статор, потому что двигатель не мог развить требуемую мощность. Частотник на это не реагировал, поскольку ни фига не понял: ему же невдомек, что схему в звезду собрали.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Electron от 17 Февраль 2020, 08:22:41
После того, как двигатель был остановлен и разобран, часть алюминия прилипло к ротору, а часть к пластинам статора, я когда первый раз увидел тоже подумал, что мусор, так как все целое, а в бумаге написали, что ротор потек, сейчас вот разбираются знающие люди, так а вообще реально до 650°С разогреть двигатель, чтоб алюминий расплавить?
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 17 Февраль 2020, 19:04:55
Цитировать
реально до 650°С разогреть двигатель, чтоб алюминий расплавить
Я так полагаю, что при такой температуре кроме алюминия что-то еще должно расплавиться. Например, повредиться (поплыть) лаковое покрытие обмоток статора.
Не уверен, что локально разогрелся только ротор. По закону сохранения энергии ему для этого нужна некоторая мощность, которая может быть передана только через статор. Так что обмотка статора тоже должна была нагреться до неимоверных температур. Не думаю, что меньших, чем указанная.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Урий от 18 Февраль 2020, 20:52:41
Попробуйте замерить целостность обмоток статора, и замерьте сопротивление изоляции между обмотками, и между обмотками и корпусом (если все в норме 99% должен работать). Двигатели такой мощности очень надежны и работают десятилетиями. Была такая вещь, когда разбило подшипник в подшипниковом щите, и ротор проточил статор и повредил обмотку статора. Но там видна была причина, т.е. "плевок металла" из за К.З. плюс видны следы потертости на статоре. А еще нагрев может быть из-за межвиткового замыкания (встречается редко) и как его определить приборами не подскажу,  но суть в том, что виток (или несколько витков) одной обмотки замкнуть, а так как в них наводится ЭДС то по ним течет ток короткого замыкания, который и вызывает нагрев, но не о какой выплавке металла в данном случае речи не идет, т.к. максимальный класс изоляции двигателей имеет порядка 200 градусов.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 18 Февраль 2020, 21:40:24
Цитировать
Попробуйте замерить целостность обмоток статора, и замерьте сопротивление изоляции между обмотками
Он же работает уже у него. Иначе бы сдох, если было бы не в норме.
Изначально причина в понижении напряжении питания обмоток из-за неправильной схемы включения была.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Урий от 18 Февраль 2020, 22:16:18
Интересно узнать чем нагружен этот двигатель? У меня помпы 7,5 кВт подключены к низкому напряжению. Я ради эксперимента попробовал (при пуске, треугольник 380, выбивал автомат, соединил в звезду на 660 В), часик погонял, двигатель не нагрелся, и с тех пор они уже без остановочно 4 года молотят.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: AlexZhuk от 18 Февраль 2020, 23:13:00
Цитировать
Я ради эксперимента попробовал (при пуске, треугольник 380, выбивал автомат, соединил в звезду на 660 В), часик погонял, двигатель не нагрелся, и с тех пор они уже без остановочно 4 года молотят.
Полагаю, что в данном случае помпа не перегружает двигатель. Насколько мощи двигатель выдает, настолько она и качает. Считается, что при таком подключении двигатель теряет в мощности в 3 раза.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Павел94 от 07 Июнь 2021, 09:10:08
Цитировать
двигатель после этого запускается
Охренеть.
Цитировать
внутри между статором и ротором, обнаружились небольшие подтеки металла похожего на алюминий
и при этом мотор отправили работать, а не в металлолом. Дожили.
Ротор, говорите, целый. В заключении написано, что клетка ротора расплавилась. По-моему, тут ответ болтается на поверхности: хрень какая-то написана.
Если клетка расплавилась - нечего двигателю делать в эксплуатации.
Если не понятно, какого хрена там оплавилось - надо искать.
Пробовали в 380 на треугольник включать (в нормальный режим) и хотя бы токи холостого хода сравнить с заводскими (или с похожего мотора) данными?
Еще вопрос: а зачем к частотнику подключили по звезде? Ошибочно? И какое напряжение было выставлено на частотнике? Хотя... не знаю, при питании от сети 380 может ли там быть 660 выставлено.

у нас зам. гл. энергетика сказал немного ротов шлифануть. шлифанули прям минимум, может десятку+-, точно не скажу , но очень мало. движок по мощности 1.5 примерно. обмотки в норме.включили выбивает автомат_-мы не поняли. замерили ток-45 ампер на холосмтом.
Название: Re: Зависимость схемы соединения обмоток от напряжения
Отправлено: Рамтам от 06 Сентябрь 2022, 21:48:16
Попробуйте замерить целостность обмоток статора, и замерьте сопротивление изоляции между обмотками, и между обмотками и корпусом (если все в норме 99% должен работать).
В моей практике при аналогичном случае сопротивление изоляции обмоток относительно других обмоток и корпуса было совершенно в норме. Но изоляция действительно потекла и приключилось межвитковое замыкание. Частотный преобразователь повышение потребляемого тока относительно расчетного не зафиксировал (а Siemens там). Однако после переключения обмоток дрыгатель задымил и был отправлен в перемотку.
Нагрузка двигателя - вентилятор, привод прямой, рабочее колесо на валу.