Киловольт
Электрооборудование => Электродвигатели => Тема начата: Минаков Максим от 19 Сентябрь 2020, 18:28:58
-
Здравствуйте. Помогите решить такую задачу:
Есть высоковольтный электродвигатель 250 кВт. По высокой стороне в ячейке КРУ стоит защита от перегрузки и ТО выполненные на электромеханическом реле типа РТ-84/1. На реле приходить вторичный ток от ТТ типа ТПЛ-10 50/5. Уставки по току такие: перегруз - 5 А, ТО - 39 А.
До недавно времени всё было хорошо, двигатель запускался как положено. Но в настоящие время при запуске ЭД стала отрабатывать через раз ТО сразу после включения. Был исследован практически весь спектр возможных причин: проверка уставки реле, проверка самого реле на дефекты, снятие ВАХ с ТТ, проверка целостности жил силового кабеля, испытание силового кабеля повышенном напряжением, сопротивление обмотки статора двигателя постоянному току, всё в норме.
Пускали двигатель в холостую, без нагрузки - также само через раз отрабатывает отсечка. Двигатель не клинет.
Думаю измерить пусковой ток ЭД, чтобы убедиться, что проблема в двигатели.
Подскажите, что делать?
-
Конечно, надо пусковой ток измерить. Вот бы вам анализатор качества с функцией записи переходных процессов.
Терминалов микропроцессорных резервных нет в хозяйстве? Подкинуть, чтобы осциллограмму записал.
-
Бедное предприятие, экономит на всём. Может найдется что-то из другого оборудования для записи осциллограммы.
-
Зайдем с другого боку. Срабатывает одно реле или оба сразу?
К чему клоню: наверняка есть измеренные значение сопротивления обмоток постоянному току электродвигателя. Если нет - измеряем, сравниваем. Расхождение больше 2% - бракуем электродвигатель. Можно еще испытания провести повышенным напряжением, но раз замыкания на землю нет, скорее всего, это ничего не даст.
Загрублять защиту не пробовали? Если не боитесь, можно попробовать немного увеличить уставку, заставить электродвигатель запуститься, а потом измерить номинальные токи в фаза А и С, и для кучи в нулевом проводе неполной звезды (будет фаза В). И тоже их сравнить. Если электродвигатель неисправен, то будет явное превышение тока холостого хода. Заодно человека с пирометром у корпуса поставить, пусть "нюхает" температуру.
Но это очень плохой вариант. Не дай Бог там витковое, погорит намного больше, чем на данный момент повреждено.
И еще не кисло бы вспомнить: какие события предшествовали этому. Длительный простой, окатывание водой, ремонт, регулировка центровки и так далее.
Кстати, не написали, что он крутит и разбирали ли муфту приводимого во вращение механизма. Если нет - надо разобрать.
-
Зайдем с другого боку. Срабатывает одно реле или оба сразу?
К чему клоню: наверняка есть измеренные значение сопротивления обмоток постоянному току электродвигателя. Если нет - измеряем, сравниваем. Расхождение больше 2% - бракуем электродвигатель. Можно еще испытания провести повышенным напряжением, но раз замыкания на землю нет, скорее всего, это ничего не даст.
Загрублять защиту не пробовали? Если не боитесь, можно попробовать немного увеличить уставку, заставить электродвигатель запуститься, а потом измерить номинальные токи в фаза А и С, и для кучи в нулевом проводе неполной звезды (будет фаза В). И тоже их сравнить. Если электродвигатель неисправен, то будет явное превышение тока холостого хода. Заодно человека с пирометром у корпуса поставить, пусть "нюхает" температуру.
Но это очень плохой вариант. Не дай Бог там витковое, погорит намного больше, чем на данный момент повреждено.
И еще не кисло бы вспомнить: какие события предшествовали этому. Длительный простой, окатывание водой, ремонт, регулировка центровки и так далее.
Кстати, не написали, что он крутит и разбирали ли муфту приводимого во вращение механизма. Если нет - надо разобрать.
Омики в норме; пускали в холостую, без нагрузки, ситуация та же. Двигатель почти всё время в работе. Срабатывает всегда одно реле. Стоит амперметр по одной из фаз, эксплуатирующий персонал говорит, что ток потребления во время работы прежний. Когда двигатель удается запустить, то он работает без проблем, пока его не отключат. Проблемы только при запуске. Уставку загрубили, т. к. двигатель нужен был на выходные.
Поэтому и хочу измерить пусковой ток.
-
Одно реле, омики в норме и все остальное, включая ВАХ ТТ симметрично по фазам?
Мистика.
А выключатель, небось ВМГ-133 или ВМП-10? Ячейка сотрясается от его срабатывания. А не срабатывает ли реле от вибрации? Махните реле местами. Будет то же срабатывать или другое?
У нас такая фигня была, как раз на РТ80. Контакты от вибрации тряслись и замыкались кратковременно. Чего хватало, чтобы ячейку отключить. Парни научились на скорость пружинный привод разбирать (ППМ), думали, что в нем дело.
-
Одно реле, омики в норме и все остальное, включая ВАХ ТТ симметрично по фазам?
Мистика.
А выключатель, небось ВМГ-133 или ВМП-10? Ячейка сотрясается от его срабатывания. А не срабатывает ли реле от вибрации? Махните реле местами. Будет то же срабатывать или другое?
У нас такая фигня была, как раз на РТ80. Контакты от вибрации тряслись и замыкались кратковременно. Чего хватало, чтобы ячейку отключить. Парни научились на скорость пружинный привод разбирать (ППМ), думали, что в нем дело.
ВМП-10. ВАХ в норме. Смотрел на реле при запуске, оно точно срабатывает не от вибрации. Для срабатывание контакт должен подняться вверх. Увеличил уставку и проблема исчезла.
Вероятнее всего у двигателя пусковой ток порядка 12 крат от номинала, вот и всё. Только как это доказать, когда в наличии нет нужных приборов для измерения.
-
Добрый день!
Мы фиксируем пусковые токи мультиметром : DT-3368.
-
Мы фиксируем пусковые токи мультиметром : DT-3368.
И каким образом? Они что, пиковый ток фиксируют?
-
Только как это доказать, когда в наличии нет нужных приборов для измерения.
А аргумент "мамой клянусь" не срабатывает? :)
Если серьезно, то тут доказывать руководству нечего. Если при загрублении уставки реле оно перестает срабатывать от отсечки - явное превышение пускового тока по данной фазе. Можно для пущей убедительности поменять реле и добиться тех же результатов.
Релейщикам верить надо на слово.
Другой вопрос в причинах такой избирательности РЗА при равных сопротивлениях постоянному току. Не иначе, как с железом у мотора что-то не так.
Были у нас еще такие фортели, когда из-за пробоя изоляции исключались поврежденные секции из обмотки электродвигателя. А что еще делать: менять из не на что, перематывать - технология не позволяет, так как мотаны они шинкой и заключены в изоляцию. содержащую миканит или слюду. Вот и выкусывали. В итоге - асимметрия токов по фазам и тяжелый запуск с неизбежным загрублением отсечки.
-
Мы фиксируем пусковые токи мультиметром : DT-3368.
И каким образом? Они что, пиковый ток фиксируют?
Посмотрел обзор на этот мультик и да, там есть специальная функция фиксации пикового значения тока. Как объяснил человек из видео, скорость фиксации около 0.1 сек.
У нас есть прибор APPA 109N, попробуем им зафиксировать. Только нашему прибору нужно порядка секунды чтобы измерить ток. Надеюсь, успеет.
-
Только нашему прибору нужно порядка секунды чтобы измерить ток. Надеюсь, успеет.
Сравнить по фазам зато можно будет. Уже что-то.
-
Мы фиксируем пусковые токи мультиметром : DT-3368.
И каким образом? Они что, пиковый ток фиксируют?
В приборе есть функция фиксации максимального тока.
-
Я сильно сомневаюсь, что пусковой ток ЭД изменится со старением железа. Так же есть сомнения относительно качественной проверки реле. Учитывая факт бедности предприятия могу предположить, что у релейщиков отсутствует хорошая аппаратура. Или вы нанимали со стороны? Думается мне, проблема в реле. Либо оно неправильно настроено, либо одно из двух...
Да и сами посчитайте: отсечка на 390А! Номинальный ток ЭД около 20-ти? Кратность получается 15-20!!! Это как должен исправный по замерам и испытаниям движок устать, чтоб превысить такую кратность по пуску?!
-
Думается мне, проблема в реле. Либо оно неправильно настроено, либо одно из двух...
Вот поэтому я и интуитивно предложил поменять реле местами.
Можно для пущей убедительности поменять реле..
Для исключения собственных ошибок все средства хороши. Хотя не думаю, что реле одного типа проверяли по-разному.
И вот что еще вспомнил!
А релюхи с металлическими крышками, с пластмассовыми или та, что не срабатывает - с пластмассовой, а другая - с металлической? Весь прикол в том, что проверять РТ-80 с металлической крышкой надо при надетой крышке! Иначе ток отсечки уплывает точно, если настроить при снятой крышкой, а потом ее надеть. Но по-моему, насколько я помню, он уплывает в большую сторону.
-
Проведем расследование :)
Максим, как "отбивали" уставки? Какими приборами диагностировали состояние статора?
По возможности верните прежнюю уставку на реле, которое срабатывало и поменяйте подключение с керна (А421 и С421 поменяйте местами). И при пуске обратите внимание, как ведут себя реле.
И да, металлическая крышка сильно влияет на рабочие параметры РТ80 ;)
-
Проблема возникает только при пуске двигателя. Поменяли реле местами, стали оба реле по очереди отрабатывать при каждом запуске. Проблема в том, что двигатель вскрывать и смотреть что там у него внутри пока отказываются, пинают на релейщиков.
И какая такая серьёзная нужна аппаратура, чтобы проверить простую отсечку на электромагнитном реле? Нужен ЛАТР, нагрузочник и поверенный амперметр.
PS. Крышка пластиковая.
PSPS. Открывал реле, смотрел на него, товарищ смотрел на другое: замыкается контакт отсечки.
-
Что вам даст вскрытие?
Повторюсь: измерение омического сопротивления (с ваших слов) дало положительный результат, дежурный персонал в работе ЭД тоже ничего страшного не обнаружил (я так понимаю, ни нагрева, ни превышения номинального тока нет). Значит двигатель в порядке.
Пусковой ток не зависит от нагрузки на валу. Он зависит от полного сопротивления в момент пуска. А раз по фазам сопротивление одинаковое, то и ток не может быть разным (пока беру во внимание лишь активную составляющую сопротивления).
Вывод: настройка параметров срабатывания реле не соответствует расчетным на момент пуска.
Было бы неплохо узнать номинальный ток этого ЭД и схему его обмоток (пока только предполагаю, что это асинхроник с КЗ ротором и соединением "звезда"...)
P.s. "серьезная" аппаратура может и не нужна, нужен серьезный подход.
-
Вы доверяете эксплуатирующему двигатель персоналу, которые могут и не замечать по не знаю нарушений в работе ЭД, но не доверяете работе релейщиков. Интересный у вас подход.
Вскрытие может показать дефект подшипников, просадку железа в следствие чего ротор может смещаться и при определённом положении ротора в момент запуска ЭД может давать большое сопротивление и в следствии этого большой ток. Потому что иногда двигатель удаётся включить без срабатывания защит.
Номинальный ток на холостом ходу 10 А.
Как говорится: "Вскрытие покажет".
-
Ток хх меня не интересует. На шильде параметры двигателя видны?
Я вам, как релейщику и инженеру ЭТЛ, поверил, когда вы написали, что измеренные параметры обмотки статора в норме. И если бы была проблема в подшипнике, он бы грелся.
Ждем результатов вскрытия)
-
В зону моей ответственности входит только РЗА по высокой стороне. Мы РЗА проверили, всё хорошо. За состояние ЭД несут ответственность другие.
Если пинать на работу РЗА, то в таком случае нужно разогнать всю службу РЗА, раз не могут разобраться в простых вещах)