Автор Тема: Управление задвижками насосной станции.  (Прочитано 8694 раз)

Илья

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Всем привет. Такую штукенцию выдали нам, информации 0. Нужна помощь ваша кто разбирается. Принцип работы и обозначение расшифровать схемы , "управление задвижками насосной станции"  :'(
« Последнее редактирование: 21 Апрель 2019, 21:51:21 от AlexZhuk »

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Re: Управление задвижками насосной станции.
« Ответ #1 : 21 Апрель 2019, 22:10:53 »
Часть первая. Назначение элементов схемы.
QF1 - автоматический выключатель защиты электродвигателя задвижки. От перегрузки (грубо) и коротких замыканий.
SF - автоматический выключатель защиты цепей управления
КЗ - контактор закрытия задвижки. Имеет силовые контакты, дополнительные контакты и катушку.
КО - контактор открытия задвижки. Имеет то же самое, что и КЗ.
ККI - тепловое реле для защиты электродвигателя задвижки от перегрузки. В отличие от автомата, настраивается точно на номинальный ток двигателя и работает быстрее и точнее. Нагревательные элементы реле включены в силовую цепь двигателя, но контактов в цепи управления я не обнаружил
SBT - кнопка остановки. Прерывает операции закрытия или открытия задвижки на любом этапе. Здесь в схеме есть косяк, далее поясню
SBC1 - кнопка "Открыть задвижку"
SBC2 - Кнопка "Закрыть задвижку"
HL1 - лампа, сигнализирующая том, что идет процесс закрытия задвижки.
HL2 - лампа, сигнализирующая том, что идет процесс открытия задвижки.
ВК1 - контакт положения задвижки, замыкающийся, когда она полностью закрыта
ВК2 - контакт положения задвижки, замыкающийся, когда она полностью открыта
ВКА - контакт задвижки, срабатывающий при ... наверное, аварийном превышении момента на валу.
ВКР - контакт задвижки, срабатывающий при... тоже чем то похожем, тут надо точно на тип задвижки смотреть.
РП1 - реле КИП, служащее для управления работой задвижки в автоматическом режиме. Работает при одновременном замыкании контактов РУ и РД1
Далее догадки:
РУ - реле управления. Разрешает (или командует) процессом открытия задвижкой.
РД1 - очевидно, реле давления. Что-то случилось с давлением - можно (или нужно) открывать задвижку.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Re: Управление задвижками насосной станции.
« Ответ #2 : 21 Апрель 2019, 22:17:07 »
Часть вторая. Исходное состояние схемы.
QF1, SF1 - само собой замкнуты.
Допустим, что РУ и РД - разомкнуты. При этом РП1 - не срабатывает.
При такой ситуации ток неминуемо только по одному пути:
SF - SBT - РП1 (нормально замкнутый контакт) - нормально замкнутый контакт КО (контактор то не в работе) - катушка КЗ - блок-контакт задвижки ВК1 (если она не в концевом положении "Закрыто") - блок-контакты ВКА и ВКР.
В итоге срабатывает контактор КЗ.
Собирается силовая цепь, электродвигатель задвижки крутится в сторону закрытия.
До тех пор, пока не сработает концевик ВК1. Он прерывает цепь и катушка КЗ питание теряет.
Движение моторчика прекращается. Все, схема в полностью исходном положении.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Re: Управление задвижками насосной станции.
« Ответ #3 : 21 Апрель 2019, 22:32:26 »
Часть третья. Автоматический режим.
Открытие задвижки произойдет, если сработает реле РП1.
Для этого должны замкнуться оба контакта в цепи его катушки: РУ и РД1.
Скорее всего, РУ - это реле, срабатывающее при пуске двигателя, создающего давление в магистрали.
А РД1 - реле давления, контролирующее появление давления в этой же магистрали.
Итак, реле РП1 сработало.
Его нормально замкнутый контакт (далее по тексту НЗ) разрывает цепь питания КЗ, блокируя его работу.
Нормально открытый (НО) контакт замыкается в цепи катушки КО. Она получает питание по цепи:
SF-SbT-РП1 (только что замкнувшийся) - НЗ контакт контактора КЗ (он не работает) - концевой выключатель №задвижка открыта" (ВК2) - Концевые выключатели ВКА и ВКП - SF
КО срабатывает, запускает мотор в направлении открытия задвижки. Процесс идет до тех пор, пока не разомкнется концевик ВК2 в конце хода задвижки в состоянии "Открыто".
После чего процесс встает на паузу.
Процесс можно прервать в любую минуту, нажав на кнопку "Стоп" (SBT). Но эта кнопка нарисована неправильно. Она должна быть с фиксацией. Потому что однократное нажатие этой кнопки останавливает работу двигателя задвижки, обрывая цепи питания что КЗ , что КО. Но как только кнопку отпускаем - процесс работы возобновляется. Какой из контакторов будет работать, зависит от положения реле РП1. Поэтому кнопка после нажатия должна зафиксироваться.
Если какой-нибудь из контактов: РУ или РД1 - отпадет, то пойдет вышеописанный процесс закрытия задвижки.
« Последнее редактирование: 21 Апрель 2019, 22:34:14 от AlexZhuk »
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Re: Управление задвижками насосной станции.
« Ответ #4 : 21 Апрель 2019, 22:45:39 »
Часть четвертая. Ручной режим.
При нажатии кнопки SBC1 задвижка открывается. Действие аналогично выше описанному, так как параллельно ей подключен контакт управляющего открытием реле РП1.
Аналогично при нажатии SBC2 задвижка закрывается.
НО:
Как только мы отпускаем кнопку (любую) опять же схема "начинает слушаться" реле РП1. И возвращается в положение, в которое велит ее отправиться состояние этого реле.
Должен быть еще где-то волшебный ключик перехода с ручного управления на автоматическое.

Часть пятая. Блокировки и сигнализация.
1. Чтобы контакторы КЗ и КО не включились одновременно, в цепи их катушек расположены их же контакты, только наперехлест: в цепи катушки КО последовательно подключен блок-контакт КЗ и наоборот. Если один включился - второй точно не включится.
2. Концевики ВКА и ВКР служат для защиты задвижки в случае отказа в работе ее концевых блок-контактов ВК1 или ВК2. Либо при заклинивании задвижки при работе из за механической поломки или попадания внутрь всякой гадости (да мало ли еще чего).
Лампа HL1 светится в процессе закрытия задвижки
Лампа HL2 светится в процессе открытия задвижки

P.S. Закрытие или открытие задвижки зависят от направления вращения ее двигателя М1. А направление изменяется путем изменения чередования фаз его питания. Это выполнено за счет того ,что КО подает из напрямую, а КЗ меняет две фазы местами.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Зиновьев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
А по этой схеме расскажите пожалуйста.
« Последнее редактирование: 13 Май 2019, 23:03:10 от Зиновьев »

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Цитировать
А по этой схеме расскажите пожалуйста.
А можно схему почетче? И желательно, полностью, а еще лучше -  с типом задвижки. Не вижу РКО, РКЗ и что написано в прямоугольниках рядом с их контактами. Можно и так рассказать, не проблема, но с дополнениями будет лучше.
Послать схему можно на почту alexzhuk00@yandex.ru
Интересная схемка, кстати. Непонятно только, кто такой 2КР и почему закрытие идет до конца автоматически, а открытие - только пока нажата кнопка "Открыть"
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля

Исходное состояние схемы:
Включаем автомат питания 2АВ, при этом питание подается как на силовую цепь электродвигателя, так и на схему управления.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Juventino

  • Гость
Схема чудная) и так и остается неполной. Вообще есть сомнения, что это рабочий документ, а не чей то черновик)

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
В кнопочную станцию управления задвижкой входят три кнопки:
2КС - остановка процессов закрытия и открытия задвижки на любом этапе.
2КО - кнопка запуска процесса открытия
2КЗ - кнопка запуска процесса закрытия.

Открываем задвижку
Нажимаем кнопку 2КО. Фаза "А" от автомата 2АВ через нормально замкнутый концевой выключатель 2КР, стоповую кнопку 2КС концевой выключатель 2ВК, замкнувшийся контакт кнопки КО, нормально замкнутый контакт пускателя 2ПМЗ попадает на катушку 2ПМО. Пускатель срабатывает, замыкает свои контакты в цепи электропривода задвижки. Двигатель вращается, задвижка открывается.
На схеме не видна цепь катушки РКО (а также РКЗ). Возможно, что они воспринимают движение задвижки в ту или иную сторону, срабатывают и подхватывают своими контактами кнопки управления. То есть, РКО имеет возможность своими контактами заместить кнопку 2КО, которую можно потом отпустить, но задвижка продолжит открываться.
Сигнализация об открытии
В процессе открытия задвижки дополнительные контакты 2ПМО подключают лампочку 2ЛК к шинке мигающего света. Лампа мигает.

Процесс открытия будет происходить до тех пор, пока:
- в конце хода задвижки не разомкнуться контакты концевика 2ВК (в положении открыто контакты 1-2 размыкаются, см. диаграмму ниже).
- не сработает 2КР, являющийся, скорее всего, моментным коцевиком, реагирующим на перегрузку привода задвижки.
При этом отпадет пускатель 2ПМО, катушка которого потеряет питание. Электродвигатель остановится.
После срабатывания 2ВК цепь питания лампы 2ЛЗ будет разорвана, лампа светиться не будет. Но концевик 2ВК в положении "Открыто" будет замкнут. Поэтому после отпадания пускателя 2ПМО останется гореть лампа 2ЛК "Открыто"
Аналогичным образом происходит закрытие задвижки, с дополнениями:
1. Пускатель 2ПМЗ запустит промежуточное реле 2РС. Эта цепь выводит из действия и кнопку 2КЗ, и контакт реле РКЗ, и концевик 2ВК. Процесс закрытия будет происходить до тех пор, пока задвижка полностью не закроется, двигатель упрется в тупик, его вал остановится. От перегрузки сработает токовое реле 2РТ, контролирующее ток в одной из фаз электродвигателя. Именно оно прекратит работу электродвигателя на закрытие задвижки, разорвав цепь питания 2ПМЗ. Пи этом отпадет и реле 2РС, схема вернется в исходное состояние и будет ждать команды на открытие.
Наверное, это сделано для того, чтобы задвижка закрылась гарантированно и плотно, поскольку очень трудно отрегулировать момент срабатывания 2ВК, чтобы не задвижка полностью закрылась и не осталось никакой щели. Наверное, это очень важно.
2. И пускатель 2ПМО, и 2ПМЗ подают напряжение на электродвигатель. Но на выводах В2 и В1 при этом фазы меняются местами. Поэтому при срабатывании 2ПМО он вращается в одну сторону, открывая задвижку, а при работе 2ПМЗ - в другую, закрывая ее.
Как-то так, если что не понятно - спрашивайте.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Цитировать
Схема чудная) и так и остается неполной. Вообще есть сомнения, что это рабочий документ, а не чей то черновик)
Да, есть там вопросы. И к 2КР, и к нафига там 2ВК, ибо не подействует, и почему он 10-12, а не 1-3. Как стартуют реле РКО, РКЗ. Ну вот, пожалуй, и все непонятки.
Есть мнение, что это курсовик какой-то.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Цитировать
А по этой схеме расскажите пожалуйста.
Могу ли я взять эту схему за базовую для проведения урока по чтению схем на канале?
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Зиновьев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Конечно можно. Спасибо Вам, за вашу неоценимую помощь! Схема реальная с ТЭЦ, мне ее дежурный электрослесарь прислал. По таким схемам работает оперативный персонал, почему он выбрал именно эту схему не знаю.
« Последнее редактирование: 15 Май 2019, 00:06:56 от Зиновьев »

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2783
  • Карма: +269/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Цитировать
Схема реальная с ТЭЦ
Я почувствовал, что откуда-то оттуда. По наличию шинки мигающего света и схемы гарантированного закрытия задвижки с помощью токового реле. Не уверен, что у нас на станции такие нюансы были, это к КИП-у относилось.
Разбор уже отснял, теперь буду дальше схемы задвижек собирать. Мы их тут много порасключали, где-то должны быть перефотографированы.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Зиновьев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Работа в группе автоматики Цеха ТАИ думаю такая-же интересная как и с РЗА. Хотя практического опыта ни в одном ни в другом нет.