Электроснабжение > Воздушные линии

Монтаж СИП «по фен-шую» и контр-тяжение

(1/2) > >>

firehacker:
Понадобилось смонтировать ВЛИ-0,4 кВ СИПом. Длина линии приблизительно 700 метров, 4 анкерных пролёта. Солидные сечения.

Понятное дело, что в одиночку такую работу сделать практически нереально, а тем более не имея в своём распоряжении спецтехники и спец. приспособлений, поэтому я стал искать монтажные организации, которые взялись за эту работу. 

Каково же было моё удивление, когда оказалось, что буквально каждая электромонтажная организация (с лицензией и послужным списком) не имеет и половины нужных приспособлений и монтирует СИП не по предписанной технологии, а по колхозной сильно упрощённой и запрещённой мастадонтами СИП-технологии (вроде NILED).

Что за технологии?

Правильная технология
Правильная технология описана в инструкциях и рекомендациях.



Она же показана в учебном фильме НИЛЕД, который на этом форуме уже публиковался:
https://www.youtube.com/watch?v=bS-vlZ8CYOk .
(полная версия фильма)


* С одного конца линии размещается кабельный барабан с проводом (устанавливается на домкрате или раскаточной платформе).
* С другой стороны устанавливается механизированная лебёдка, на барабан которой намотан канат-лидер.
* Далее происходит первый этап: последовательно поднимаемся на каждую опору и на крюк вешаем раскаточный ролик, через ролик пропускаем лидер-канат.
* Когда лидер-канат дотнут до противоположной опоры (и пропущен через ролик на ней), конец лидер-каната соединяется с концом СИП-жгута с помощью вертлюга и кабельного чулка.
* Запускается механизированная лебёдка, которая наматывает на себя лидер-канат, а лидер-канат затягивает СИП-провод на опоры.
* Когда конец СИП достигнет самой дальней опоры, лебёдка останавливается, конец СИП анкерится за анкерную опору.
* Затем на противоположной анкерной опоре анкерного пролёта с помощью лягушки, ручной рычажной лебёдке, динамометра (или без него) задаётся рабочее тяжение СИПа, после чего и этот конец анкерится за опору. При этом благодаря тому, что на промежуточных опорах СИП лежит на раскаточных роликах, усилие тяжения во всех пролётах получается одинаковым, а поэтому и стрела провеса в каждом пролёте получается правильной (если пролёты одинаковые).
* Далее происходит второй этап подъёмов: последовательно поднимаемся на каждую опору и перевешиваем СИП с раскаточного ролика на поддерживающий зажим, а раскаточный ролик убираем с опоры.
Неправильная технология

* СИП с барабана расстилается на землю вдоль будущей трассы. Тут есть разные вариации: либо барабан катят по земле, либо барабан ставят на автомобиль, привязывают конец к чему-то (например к опоре) и автомобиль едет вдоль линии будущей трассы, либо барабан стоит неподвижно, а конец СИП-а привязывают к автомобилю, которые тянет его вдоль будущей трассы.
* А дальше поочерёдно, опора за опорой, при помощи автовышки поднимают СИП с земли на опору и закрепляют в соотв. арматуре.Мне нравится «правильный способ» — он технологичный:

* СИП сразу с барабана затягивается на опоры
* Нет необходимости раскатывать СИП по земле
* Не происходит волочения СИПа по земле
* Благодаря раскаточным роликам горизонтальная составляющая усилия тяжения во всей линии одинаковая, а это означает, что на всех этапах (и при раскатке, и во время окончательного натяжения и после него) горизонтальная компонента усилия тяжения в двух смежных пролётах скомпенсирована и промежуточные опоры испытывают только вертикальное усилие и не испытывают горизонтального усилия, на которое на рассчитаны.
* Нет необходимости регулировать усилие тяжения / стрелу провеса в каждом пролёте по отдельности
«Народный» способ не нравится по целому ряду причин:

* Трасса проходит вовсе не по живописной лужайке, а вдоль грунтовой дороги, которая местами выглядит вот так:

Расстилать по земле СИП значит налепить на каждый погонный метр провода ещё полкило глины и грязи. А это и утяжеление провода, и загрязнение изоляции, а чистая изоляция нам нужна, ведь вдоль всей линии будут устанавливаться прокладывающие зажимы для ответвлений.
* Ряд способов вообще предполагает волочение СИПа по земле в процессе размотки: а на земле камни, абразивный песок, гвозди. В итоге получим драную изоляцию.
* Если поднимать СИП пролёт-за-пролётом, то в процессе монтажа на каждую промежуточную опору будет приходится нескомпенсированное тяжение провода (особенно если сразу натягивать его с расчётным тяжением):

* Нет способа автоматически обеспечить равенство усилия тяжения и стрелы провеса в каждом пролёте:

* В поддерживающем зажиме на промежуточной опоре на границе между смонтированным и несмонтированным участком будет происходить очень крутой перегиб — меньше разрешённого радиуса изгиба:


* При подъёме очередного пролёта на опору будет неизбежно происходить волочение лежащей на земле части СИПа по этой самой земле (со всеми камнями, гвоздями, грязью, абразивом и т.п.):



Поэтому я призадумался: а что, если прикупить все необходимые приспособления, нанять спецтехнику (по сути только автовышку), найти несколько человек и самому координировать монтаж по правильной технологии? Или вручить приспособления одной из выбранных монтажных организаций и наказать делать монтаж по правильной технологии?

Но и с технологией монтажа по фен-шую у меня один довольно-таки острый вопрос.

Вот мы через лидер-канат затягиваем СИП на опоры. В самом начале всё хорошо:


А вот мы уже затянули СИП почти на два пролёта:


Естественно, что усилие тяжение в проводе на этом этапе значительно меньше проектного, поэтому и провод провисает столь значительно. И вот тут мы приближаемся к сути проблему.

Тяжение и в канате-лидере и в самом проводе на данном этапе определяется вовсе не лебёдкой в начале линии, а противодействие со стороны барабана с СИПом. И если у лебёдки может быть потенциал тянуть с достаточно большой силой, у барабана нет возможности создавать ответное усилие, ведь он свободно вращается на валу (или на роликах, если используются площадки с роликами под щечки).

Но это половина беды.

Беда в том, что даже если мы остановим лебёдку, барабан может продолжить самораскручиваться под весом провода.
Подчёркиваю: на за счёт инерции барабана, а даже если всё остановить, из состояния полного покоя под весом СИП-провода барабан может начать крутиться и в итоге провод ляжет на землю вот таким образом:




Вывод: мало тянуть лебёдкой лидер-трос. Нужен ещё как-то со стороны барабана создавать контр-усилие.

Но как это сделать? Технологично и безопасно.

Даже во время раскатки усилие тяжения в проводе это десятки килограммов-силы. Тормозить барабан вручную при таких усилиях не только практически сложно, но и плохо стыкуется с ТБ.

Если делать какое-то тормозное устройство для кабельного барабана, то это значит, что лебёдка по сути будет совершать бОльшую часть своей работы против силы трения.

Если бороться с самораскручиванием барабана под весом провода при помощи поводкового отверстия в щечке барабана, то это нужен очень мощный редуктор, потому что учитывая размеры барабана и усилие тяжение, там получается очень большой крутящий момент.

В общем, поделитесь опытом: как на практике при таком способе раскатки с участием лидер-троса (лидер-каната) борются с явлением самораскручивания барабана и саморазматывания с него?

AlexZhuk:
От души лично могу только посочувствовать. Потому что я еще сам ни разу не видел, как правильно тянут СИП. То есть - только ваш второй вариант.
Объясняется просто: оборудование дорогое ,все хотят срубить бабло, а платить никто не хочет. Зачем фирму нанимать, вон, бригада из трех человек сделает.
А если вы слышали про тендеры.... Опускаются ниже ценового плинтуса ,а потом выясняется, что тянуть как-то надо, а нечем. И денег заложили только на СИП. И то по ценам, ниже рыночных.
Была у нас куплена какая-то смешная лебедка. То ли масло залить забыли в ДВС, то ли трос сразу в нескольких местах порвался. В общем, полагаю, что на этом все и кончилось.
Вот поэтому не стоит удивляться, почему оболочки кабелей из СПЭ не выдерживают испытание повышенным напряжением относительно земли в течение минуты. Там с прокладкой все тоже самое: или роликов не хватает, или половины вообще нет. Это в лучшем случае . Даже если и есть - то пофигизм исполнителей довлеет.
Просьба только, уважаемый firehacker. Не раскидывайте этот пост по интернету. Я вам правду написал, но правда бывает наказуема.

Sharfik:
Просто прокомментирую.


--- Цитировать ---Ряд способов вообще предполагает волочение СИПа по земле в процессе размотки: а на земле камни, абразивный песок, гвозди. В итоге получим драную изоляцию.
--- Конец цитаты ---
Вы СИП в руках держали? Подрать его изоляцию весьма непростая задача. Ухрюкаешся пока зачистишь.


--- Цитировать ---При подъёме очередного пролёта на опору будет неизбежно происходить волочение лежащей на земле части СИПа по этой самой земле (со всеми камнями, гвоздями, грязью, абразивом и т.п.):
--- Конец цитаты ---
Ролики это круто и красиво, но насчет удобства спорно. Не видел не одной методички по монтажу АС, А провода (который вообще без изоляции) с использованием роликов. Угадайте как его поднимали?  Выражение есть такое "Ума нет - считай колека". Если монтажники дебилы, то они привезут специально для монтажа камни, насыпят гвоздей, абразива в лесу или вдоль дороги. Если нормальные, то пройдут вдоль линии и уберут единственные две бутылки что найдут и пару камней. Не надо придумывать проблебу на пустом месте. И ЛЭП стационарную не ставят там где ваша фотография, ее ставят в 2м от дороги примерно. Там никакой грязи не будет. А полосу они обязаны будут вычистить от лесонасаждений перед монтажем.


--- Цитировать ---промежуточные опоры испытывают только вертикальное усилие и не испытывают горизонтального усилия, на которое на рассчитаны.
--- Конец цитаты ---
Почитайте про назначение и работу несущей арматуры СИП. Сама идея его применения создана, чтобы при возникновении избыточной нагрузки провод падал на землю и частично лежал на опорах, частично на земеле без голой токопроводящей части. А опоры и пролеты рассчитываются по региону на усилие с учетом обледенения. А по вашей логике они должны обламываться от каждого голубя.

firehacker:

--- Цитата: AlexZhuk от 29 Ноябрь 2023, 07:36:04 ---От души лично могу только посочувствовать. Потому что я еще сам ни разу не видел, как правильно тянут СИП. То есть - только ваш второй вариант.
--- Конец цитаты ---
Ну спасибо за сочувствие  ;D

Хорошо, не СИП, а АС-ка, или грозотрос. Я сейчас посмотрел технологическую карту ещё минэнерго СССР на монтаж ВЛ-220 кВ. Там тоже применяются раскаточные ролики. Правда там не применяется лидер канат: АС-ка сразу крепится на трактор (либо к трактуру прицепляется тележка с барабаном) и трактор тянет АС-ку до соседней опоры. Трактор едет вдоль оси трассы (красная стрелка). При достижении очередной опоры провод на земле укладывается в раскаточный ролик, и затем раскаточный ролик с проводом (а может сразу и с гирляндой изоляторов) поднимается поднимается наверх через блок, закрепленный на траверсе, с помощью второго трактора (едет поперёк оси трассы, показан синей стрелкой).



Так вот, хоть технология и немного другая — лидер-троса нет, вместо лебёдки трактор — проблема, обозначенная в исходном посте сохраняется: что не даёт барабанам самораскручиваться под весом полунатянутых проводов?

Единственная зацепка, это вот такой пункт в технологической карте:

--- Цитировать ---§ 7.6 Барабаны с проводами и тросами при их раскатке должны быть прочно установлены на специальных приспособлениях (раскаточных тележках или козлах), оборудованных надежными тормозными устройствами.
--- Конец цитаты ---

Если имеются в виду некое устройство, которое может тормозить и предотвращать вращение барабана, то это как раз то, что меня интересует. Но что это за устройство?

Кому интересно, вот техкарта: https://meganorm.ru/Data2/1/4293815/4293815889.htm

Макс:

--- Цитировать ---Если монтажники дебилы, то они привезут специально для монтажа камни, насыпят гвоздей, абразива в лесу или вдоль дороги.
--- Конец цитаты ---

Классика
"До меня наш производственный процесс выглядел следующим образом: с утра мы садились и играли в сику, на деньги (вы умеете играть в сику?). Так. Потом вставали, разматывали барабан с кабелем и кабель укладывали под землю. А потом – известное дело: садились, и каждый по-своему убивал свой досуг, ведь все-таки у каждого своя мечта и свой темперамент: один – вермут пил, другой, кто попроще, – одеколон «Свежесть», а кто с претензией – пил коньяк в международном аэропорту Шереметьево. И ложились спать. А наутро так: сначала садились и пили вермут. Потом вставали и вчерашний кабель вытаскивали из-под земли и выбрасывали, потому что он уже весь мокрый был, конечно. А потом – что же? – потом садились играть в сику, на деньги. Так и ложились спать, не доиграв. Рано утром уже будили друг друга: «Лёха! Вставай в сику играть!» «Стасик, вставай доигрывать вчерашнюю сику!» Вставали, доигрывали в сику. А потом – ни свет ни заря, ни «Свежести» не попив, ни вермуту, хватали барабан с кабелем и начинали его разматывать, чтоб он до завтра отмок и пришел в негодность. А потом – каждый за свой досуг, потому что у каждого свои идеалы. И так все сначала."(С) Из поэмы Москва-Петушки В.В. Ерофеева

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии