Понадобилось смонтировать ВЛИ-0,4 кВ СИПом. Длина линии приблизительно 700 метров, 4 анкерных пролёта. Солидные сечения.
Понятное дело, что в одиночку такую работу сделать практически нереально, а тем более не имея в своём распоряжении спецтехники и спец. приспособлений, поэтому я стал искать монтажные организации, которые взялись за эту работу.
Каково же было моё удивление, когда оказалось, что буквально каждая электромонтажная организация (с лицензией и послужным списком) не имеет и половины нужных приспособлений и монтирует СИП не по предписанной технологии, а по
колхозной сильно упрощённой и запрещённой мастадонтами СИП-технологии (вроде NILED).
Что за технологии?
Правильная технологияПравильная технология описана в
инструкциях и рекомендациях.
Она же
показана в учебном фильме НИЛЕД, который на этом форуме уже публиковался:
https://www.youtube.com/watch?v=bS-vlZ8CYOk .
(
полная версия фильма)
- С одного конца линии размещается кабельный барабан с проводом (устанавливается на домкрате или раскаточной платформе).
- С другой стороны устанавливается механизированная лебёдка, на барабан которой намотан канат-лидер.
- Далее происходит первый этап: последовательно поднимаемся на каждую опору и на крюк вешаем раскаточный ролик, через ролик пропускаем лидер-канат.
- Когда лидер-канат дотнут до противоположной опоры (и пропущен через ролик на ней), конец лидер-каната соединяется с концом СИП-жгута с помощью вертлюга и кабельного чулка.
- Запускается механизированная лебёдка, которая наматывает на себя лидер-канат, а лидер-канат затягивает СИП-провод на опоры.
- Когда конец СИП достигнет самой дальней опоры, лебёдка останавливается, конец СИП анкерится за анкерную опору.
- Затем на противоположной анкерной опоре анкерного пролёта с помощью лягушки, ручной рычажной лебёдке, динамометра (или без него) задаётся рабочее тяжение СИПа, после чего и этот конец анкерится за опору. При этом благодаря тому, что на промежуточных опорах СИП лежит на раскаточных роликах, усилие тяжения во всех пролётах получается одинаковым, а поэтому и стрела провеса в каждом пролёте получается правильной (если пролёты одинаковые).
- Далее происходит второй этап подъёмов: последовательно поднимаемся на каждую опору и перевешиваем СИП с раскаточного ролика на поддерживающий зажим, а раскаточный ролик убираем с опоры.
Неправильная технология- СИП с барабана расстилается на землю вдоль будущей трассы. Тут есть разные вариации: либо барабан катят по земле, либо барабан ставят на автомобиль, привязывают конец к чему-то (например к опоре) и автомобиль едет вдоль линии будущей трассы, либо барабан стоит неподвижно, а конец СИП-а привязывают к автомобилю, которые тянет его вдоль будущей трассы.
- А дальше поочерёдно, опора за опорой, при помощи автовышки поднимают СИП с земли на опору и закрепляют в соотв. арматуре.
Мне нравится «правильный способ» — он технологичный:
- СИП сразу с барабана затягивается на опоры
- Нет необходимости раскатывать СИП по земле
- Не происходит волочения СИПа по земле
- Благодаря раскаточным роликам горизонтальная составляющая усилия тяжения во всей линии одинаковая, а это означает, что на всех этапах (и при раскатке, и во время окончательного натяжения и после него) горизонтальная компонента усилия тяжения в двух смежных пролётах скомпенсирована и промежуточные опоры испытывают только вертикальное усилие и не испытывают горизонтального усилия, на которое на рассчитаны.
- Нет необходимости регулировать усилие тяжения / стрелу провеса в каждом пролёте по отдельности
«Народный» способ не нравится по целому ряду причин:
- Трасса проходит вовсе не по живописной лужайке, а вдоль грунтовой дороги, которая местами выглядит вот так:
Расстилать по земле СИП значит налепить на каждый погонный метр провода ещё полкило глины и грязи. А это и утяжеление провода, и загрязнение изоляции, а чистая изоляция нам нужна, ведь вдоль всей линии будут устанавливаться прокладывающие зажимы для ответвлений. - Ряд способов вообще предполагает волочение СИПа по земле в процессе размотки: а на земле камни, абразивный песок, гвозди. В итоге получим драную изоляцию.
- Если поднимать СИП пролёт-за-пролётом, то в процессе монтажа на каждую промежуточную опору будет приходится нескомпенсированное тяжение провода (особенно если сразу натягивать его с расчётным тяжением):
- Нет способа автоматически обеспечить равенство усилия тяжения и стрелы провеса в каждом пролёте:
- В поддерживающем зажиме на промежуточной опоре на границе между смонтированным и несмонтированным участком будет происходить очень крутой перегиб — меньше разрешённого радиуса изгиба:
- При подъёме очередного пролёта на опору будет неизбежно происходить волочение лежащей на земле части СИПа по этой самой земле (со всеми камнями, гвоздями, грязью, абразивом и т.п.):
Поэтому я призадумался: а что, если прикупить все необходимые приспособления, нанять спецтехнику (по сути только автовышку), найти несколько человек и самому координировать монтаж по правильной технологии? Или вручить приспособления одной из выбранных монтажных организаций и наказать делать монтаж по правильной технологии?
Но и с технологией монтажа по фен-шую у меня один довольно-таки острый вопрос.
Вот мы через лидер-канат затягиваем СИП на опоры. В самом начале всё хорошо:
А вот мы уже затянули СИП почти на два пролёта:
Естественно, что усилие тяжение в проводе на этом этапе значительно меньше проектного, поэтому и провод провисает столь значительно. И вот тут мы приближаемся к сути проблему.
Тяжение и в канате-лидере и в самом проводе на данном этапе определяется вовсе не лебёдкой в начале линии, а противодействие со стороны барабана с СИПом. И если у лебёдки может быть потенциал тянуть с достаточно большой силой, у барабана нет возможности создавать ответное усилие, ведь он свободно вращается на валу (или на роликах, если используются площадки с роликами под щечки).
Но это половина беды.
Беда в том, что даже если мы остановим лебёдку, барабан может продолжить самораскручиваться под весом провода.
Подчёркиваю: на за счёт инерции барабана, а даже если всё остановить, из состояния полного покоя под весом СИП-провода барабан может начать крутиться и в итоге провод ляжет на землю вот таким образом:
Вывод: мало тянуть лебёдкой лидер-трос. Нужен ещё как-то со стороны барабана создавать контр-усилие.
Но как это сделать? Технологично и безопасно.
Даже во время раскатки усилие тяжения в проводе это десятки килограммов-силы. Тормозить барабан вручную при таких усилиях не только практически сложно, но и плохо стыкуется с ТБ.
Если делать какое-то тормозное устройство для кабельного барабана, то это значит, что лебёдка по сути будет совершать бОльшую часть своей работы против силы трения.
Если бороться с самораскручиванием барабана под весом провода при помощи поводкового отверстия в щечке барабана, то это нужен очень мощный редуктор, потому что учитывая размеры барабана и усилие тяжение, там получается очень большой крутящий момент.
В общем, поделитесь опытом: как на практике при таком способе раскатки с участием лидер-троса (лидер-каната) борются с явлением самораскручивания барабана и саморазматывания с него?