Шкипер, позволю себе не согласиться с некоторыми вашими утверждениями.
электродвигатель это особенный вид нагрузки, при разгоне он потребляет в 3-5 раз больше номинала, кратковременно конечно (но если его что-то тормозит, то может и не кратковременно)
3-5 - это кратность низкооборотистых, а 3-тысячники вполне дают 8-9. Кроме того кратность пускового тока зависит от момента инерции как самого двигателя, так и агрегата, который приводится в движение от этого ЭД. В условиях тяжелого пуска это вполне и 15, и 20 может быть. Лучше всего померять осцилографом. И даже в таком случае очень наврядли, что пусковой ток вообще нужно учитывать для выбора сечения. Как раз по причине, отмеченной вами - из-за кратковременности. Для расчёта сечения пусковой ток учитывается только в определенных случаях. А именно при повторно-кратковременных режимах ПВ 25-40%. Например сварочные аппараты, соленоиды, задвижки. Раньше в этот список входили подъёмные краны, лифты, токарные станки, но сейчас они в основном управляются посредством ПЧ и пусковых токов у них нет. ПУЭ предписывает учитывать пусковые токи именно в случаях повторно-кратковременных режимов - п. 1.3.3. Здесь указаны и формулы поправочных коэффициентов и из подпункта (1) можно сделать вывод, что для проводников сечением ку 6/ал 10 пусковой ток игнорируется вообще. Для режима S1 он не роляет.
А если что-то тормозит ЭД, то к нормальным режимам это вообще не относится и для расчёта сечения не принимается: сам движок быстрее сгорит чем прогреется кабель (и это только если защиты не сработают).
и cosfi = 0.9, это оптимистичный прогноз, это верхний предел
у меня в среднем получается 0,75 (в пределах 0,5 -0,9), это цех с эл. машинами (там в основном ЭД, ну еще свет)
Предположу, что человек оперирует цифрами с шильдика своего движка, а не от фонаря их берёт. Если даже шильдика нет, то коэффициенты мощности и КПД - это стандартизированные параметры. Должны быть не ниже указанных в ГОСТ 31605. Для движка 11 кВт с нормальным КПД кос фи будет не менее 0,86 у 3-тысячника и 0,84 у 1,5-тысячника. Меньше нельзя, больше - пожалуйста: заводу решать. Кроме того движок может быть с повышенным КПД. Несмотря на то, что стандартно повышенные кпд бывают у движков от 15 кВт никто не мешает изготовить нестандартно. Помимо этого отличные от вышеуказанных коэф. мощности и КПД могут быть у двухскоростных движков.
Ваш кос фи в 0,75 обусловлен, либо тем, что ваши движки имеют меньшую мощность, либо тем, что у них больше полюсов.
И добавлю то, чего не было указано раньше. Что может иметь место, но вероятность не так велика:
1. Увеличение сечения может быть продиктовано температурными условиями. Если это прокладка по воздуху в цехе, где температура сильно выше стандартных 20° С, для которых приводятся таблицы с допустимыми долговременными токовыми нагрузками, то сечение нужно увеличить по соответствующему температуре поправочному коэффициенту.
2. Если кабель прокладывается в земле то для экономии на бронированном кабеле иногда использовуют повышенное сечение как более дешевый, но гораздо менее действенный метод препятствованию механическим повреждениям.