ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 23-2 Федерального закона "Об электроэнергетике"
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 23 января 2019 г. № ДК-П9-12пр (пункт 2), от 27 октября 2020 г. №ЮБ-П9-112пр (пункт 3) и протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики от 30 марта 2019 г. № 1 (пункт 2) Минэнерго России разработало проект федерального закона "О внесении изменения в статью 232 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - законопроект).
Социальная поддержка населения, осуществляемая государством, в электросетевом комплексе проявляется в форме установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для населения, малого и среднего бизнеса (мощность до 150 кВт включительно) ниже экономически обоснованного уровня. Так, в 2009 году плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт включительно установлена в размере 550 рублей, а с 1 октября 2017 г. для заявителей с энергопринимающими устройствами максимальной мощностью до 150 кВт включительно в плату за технологическое присоединение не включаются затраты сетевых компаний на сооружение электросетевой инфраструктуры. Часть затрат компенсируется в тарифе на услуги по передаче электрической энергии, однако некомпенсированные затраты формируют выпадающие доходы, которые с 2009 года составили 54,7 млрд. рублей, а в перспективе с учетом ограничения темпа роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии могут составлять до 10 млрд. рублей ежегодно. При этом затраты сетевых компаний на присоединение льготных категорий за период 2009 - 2019 годов составили 166 млрд. рублей.
Действующие льготы на технологическое присоединение способствуют злоупотреблениям со стороны недобросовестных заявителей, которые разделяют общую мощность энергопринимающих устройств на части, не превышающие 150 кВт, и подают несколько заявок вместо одной.
В результате сетевые компании вынуждены тратить средства на сооружение электросетевой инфраструктуры, превышающие плату за технологическое присоединение в десятки и даже сотни раз. Несмотря на стабильный спрос на технологическое присоединение в данной категории заявителей (460 тыс. заявок мощностью 7 ГВт ежегодно), фактически потребляемая мощность остается на уровне не более 20%. Сетевые компании при этом вынуждены нести эксплуатационные затраты на обслуживание электросетевого хозяйства.
Доля финансирования мероприятий по технологическому присоединению составляет около 40% от общего объема финансирования, предусмотренного инвестиционной программой. Более половины всего объема финансирования, требуемого на реализацию технологического присоединения, компенсируется за счет собственных средств сетевых организаций, в том числе амортизации, которые должны направляться на модернизацию и реновацию существующих сетей.
Законопроектом в числе прочего предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению особенностей определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и по применению этой платы.
Законопроектом предусматривается, что с 1 июля 2022 г. размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики - составляет 50% от величины указанных расходов, а с 1 января 2023 г. 100%.
Также законопроектом предусматривается снятие запрета на включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры начиная с 1 июля 2024 г., что позволит заявителям завершить запланированные проекты со сроком реализации от двух лет и более в соответствии с действующим порядком.Принятие указанных изменений не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней. Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321.
Взято с сайта федеральной государственной информационной системы обеспечения законодательной деятельности