Вопрос заинтересовал настолько, что я даже пересмотрел свой собственный фильм
"Измерение петли фаза-нуль"Естественно, ответа в нем я не нашел, так как повествование идет о нормах и методах измерения. Объем проверяемого оборудования в освещенных там разделах нормативных документах не указан.
Поэтому давайте попробуем рассудить здраво.
Зачем производится данный вид измерений? Для проверки, отключится ли защитный аппарат, питающий данный электроприемник, за нормируемое время при замыкании в электроприемнике на корпус. Какие электроприемники мы будем проверять? Все, которые представляют опасность для человека, с ними соприкасающегося.
А теперь представим себе кнопочную станцию в металлическом корпусе, залитую внутри водой из-за нерадивого монтажника, не поставившего в нее уплотнительную прокладку. На корпус попадает фаза, в этот момент его касается оператор с целью запустить электродвигатель. Может его ударить током? Да. Что нужно сделать для его электробезопасности? Наверное, должен сработать автоматический выключатель цепей управления.
И в этом случае, с моей точки зрения, этот выключатель должен быть проверен на обеспечение срабатывания при замыкании на корпус в конце линии. То есть, измерено сопротивление петли фаза-нуль в самом дальнем ее уголке, то есть - на кнопочной станции.
Конечно, если корпус станции не из металла и к ней не подходят защитные проводники, делать этого не требуется.
Наверное, ответ на вторую часть вопроса тоже находится при таком же подходе к его решению. Но никто в данных цепях сопротивление петли не измеряет, как показала практика. Наверное, в этом тоже есть здравый смысл. Вероятность там получить удар током из-за замыкания на землю ничтожно мала. В кнопочной станции замкнуться на корпус может провод после кнопки "Пуск", в этом случае потенциал на корпусе появится как раз в момент нажатия на кнопку оператором. Вряд ли он на нее нажимает сухой палкой или в диэлектрических перчатках.
В РЗА же, как мне кажется, любое замыкание в цепях управления проявит себя во всех красе гораздо раньше, чем кто-то полезет в релейный отсек. А когда будут искать неисправность - пусть предохраняются.
Это все мои собственные рассуждения. Прямых указаний измерять сопротивление петли в цепях управления я нигде не видел. И, кстати ,не так часто сам ее там мерил. Поскольку никто из заказчиков такими вопросами, по-видимому, не задавался, то протоколы принимают без вопросов.