Киловольт

Электрооборудование => Магнитные пускатели и контакторы => Тема начата: Андрей_111 от 03 Июнь 2023, 16:46:01

Название: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Андрей_111 от 03 Июнь 2023, 16:46:01
Прошу помощи. Планирую делать схему АВР, схема имеется, но вопрос в другом. Есть ли какая-то литература о правилах подключения контакторов? Хочу избежать ошибки и неправильность при разработках других схем автоматики.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: promenergo от 08 Июнь 2023, 17:30:44
Не могу понять сути вопроса. Что за "правила подключения контакторов"? Подключить надо так, что бы исключить возможность замыкания разноименных фаз в контакторе. А так же предусмотреть блокировку, которая можеть быть как механической, так и электрической (или то и другое разом).
И еще добавли. Сейсас вобще многим плевать на правила и стандарты в энергетике при сборке щитов и сборок низкого напряжения. Я столько разных схем АВР на своем веку повидал - жуть! Так что смело в бой)) 
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 08 Июнь 2023, 20:40:25
А так же предусмотреть блокировку, которая можеть быть как механической, так и электрической (или то и другое разом).
Правильно: и то, и другое. Наверное. обычай такой.

Да и схемы АВР бывают разными. Есть с двумя контакторами. А есть с тремя. Первый вариант с переключением на резерв одного потребителя (одной системы шин), питание которых осуществляется с одного ввода.
Второй - с двумя секциями шин, которые питаются независимо каждая со своего ввода, а при потере питания ввод отключается и включается секционный контактор (автоматический выключатель с приводом).
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 15 Июнь 2023, 02:47:32
Планирую делать схему АВР...
Не делай в живой проект релейную схему. Либо контактор+контактор и больше ничего, либо используй что то типа https://www.poligonspb.ru/product/avr-3-3k/
в паспорте схема использования есть.
Если делать релюшками нельзя реализовать несколько сценариев, которые может понять контроллер. Быстрее и проще через блок АВР.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 15 Июнь 2023, 20:24:12
Согласен, что с блоком АВР 3/3 поглаже будет.
Если уже об этом говорить, то современная тенденция, связанная с АВР на выкатных автоматических выключателях, вообще реализуется с применением программируемых реле а-ля ПР200 Овен. В основном видел на Шнайдерах.
Идеальный вариант был бы на ATS022 от АВВ, но это уже санкционочка https://youtu.be/0qM8jud00FU. Да и дорого. И у нее есть достоинство/недостаток - гибкость алгоритмов работы. Можно в легкую переключить с одного на другой.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 17 Июнь 2023, 22:53:41
Их великое множество этих блоков АВР. Поискать просто надо. Легко реализуется на логических контроллерах типа Logo, Овен.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 18 Июнь 2023, 23:33:53
Легко реализуется на логических контроллерах типа Logo, Овен.
Для выкатных выключателей актуально, ибо надо много параметров контролировать (типа "вкачен"/"выкачен", "отключен защитой" и т.п.)
Для контакторов блок АВР оптимальное устройство. Но можно собрать простейшую схемку с парой многофункциональных реле контроля напряжения на обоих вводах.
Тут вопрос надо поставить так: Техническое задание где? Что от схемы требуется?
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 20 Июнь 2023, 15:25:49
Для выкатных выключателей актуально, ибо надо много параметров контролировать (типа "вкачен"/"выкачен", "отключен защитой" и т.п.)
Для контакторов блок АВР оптимальное устройство. Но можно собрать простейшую схемку с парой многофункциональных реле контроля напряжения на обоих вводах.
Тут вопрос надо поставить так: Техническое задание где? Что от схемы требуется?
На прошлой неделе была выставка Электро 2023, взял там каталог Hyundai. Сейчас как раз листал, увидел что у них есть тоже такой блок для АВР с воздушными выкатными.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 20 Июнь 2023, 22:27:31
На прошлой неделе была выставка Электро 2023, взял там каталог Hyundai. Сейчас как раз листал, увидел что у них есть тоже такой блок для АВР с воздушными выкатными.
Такой же, как ATS от АВВ?
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 21 Июнь 2023, 16:32:55
http://hyundai-electro.ru/pdf/Каталог%20Воздушные%20автоматические%20выключатели%20серии%20U%20(май%202017).pdf
73 страница и последующие. Запросил у поставщика информацию, если пришлют расскажу.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: blastbeat от 22 Июнь 2023, 10:53:55
А так же предусмотреть блокировку, которая можеть быть как механической, так и электрической (или то и другое разом).
Правильно: и то, и другое. Наверное. обычай такой.
Даже не обычай, а необходимость. У электронной блокировки может, к примеру, разниться время притягивания катушек. У меня такое было. Подрядчик в схеме сделал блокировки только электронные, через релюхи. Сдавал не мне, получил подписанные акты и свалил. Через месяц коротыш - отбил АВ. Через неделю повторно. После третьего раза от греха подальше поменял автомат и полез в схему. Увидел, что через блок-контакты блокировки нет. Добавил. После этого проблема исчезла.
ПС Подрядчик мегакосячный, просто жесть. ООО "Холод" из Ростова. Обходите стороной
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 22 Июнь 2023, 16:49:58
Подрядчик в схеме сделал блокировки только электронные, через релюхи.
А механическая блокировка, я так понимаю, отсутствовала и ее нету до сих пор?
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: mastaq от 22 Июнь 2023, 16:51:33
Прошу помощи. Планирую делать схему АВР, схема имеется, но вопрос в другом. Есть ли какая-то литература о правилах подключения контакторов? Хочу избежать ошибки и неправильность при разработках других схем автоматики.
мы всегда предусматриваем двухступенчатую блокировку одновременного включения двух контакторов или двух АВ (к примеру механическая (блокировка) и электрическая (вспомогательные контакты пускателей)
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 23 Июнь 2023, 14:46:57
Самоделка?
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: mastaq от 23 Июнь 2023, 20:07:33
Самоделка?
прижилось с годами. а вообще в ведомстве где я служу,  нет изделий без сертификации. так что если и самоделка, то заводская и прошедшая какие то этапы утверждения
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 25 Июнь 2023, 01:33:45
просто на АВ в литые и воздушные как правило есть аксессуар в виде тросика блокиратора. Ну у lengrand на обучении в номенклатуре он был, кто по меньше типа LS могу не иметь в некоторых сериях.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: mastaq от 25 Июнь 2023, 17:37:33
просто на АВ в литые и воздушные как правило есть аксессуар в виде тросика блокиратора. Ну у lengrand на обучении в номенклатуре он был, кто по меньше типа LS могу не иметь в некоторых сериях.

с тросиком, плохие воспоминания и впечатления. поэтому перешли мы к простому и визуальному блокированию - необходимо опустить язычок (оба АВ в выключенном положении) - передвинуть рычаг в сторону - поднять АВ. в это время второй заблокирован от включения металлической рейкой
но это не в плане рекламы или совета. лишь рассказываю как поступаем
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 26 Июнь 2023, 21:17:59
с тросиком, плохие воспоминания и впечатления.
Надо производителям выключателей и аксессуаров к ним поступать так, как поступила Таврида Электрик. У них тросы для блокировок вакуумных выключателей прошли жесточайший кастинг. Выбрали самый надежный вариант. Есть видео. где они выкатную ячейку на этом тросу подвешивали. и после этого он работал.
Что касается обоснованности и необходимости тросов в РУ-0,4кВ, то иногда случаются ситуации, когда требуется сблокировать выключатели двух вводов и секционный между собой, а они на разных панелях установлены и даже не на соседних. Вот тут без тросовой блокировки не обойтись.
Хотя наблюдаю, что многие забивают на это "огромный железобетонный болт" (с)
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: vashentsev от 01 Август 2023, 21:58:26
А вопрос с нулями? Так получается, что они общие и разделить их сложно в схеме с АВР? Или контакторами сразу разрывать полностью линии?
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 02 Август 2023, 01:33:53
А вопрос с нулями? Так получается, что они общие и разделить их сложно в схеме с АВР? Или контакторами сразу разрывать полностью линии?
Я что-то про вопрос с нулями пропустил?
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: vashentsev от 02 Август 2023, 06:32:54
А вопрос с нулями? Так получается, что они общие и разделить их сложно в схеме с АВР? Или контакторами сразу разрывать полностью линии?
Я что-то про вопрос с нулями пропустил?
Этот вопрос уже от меня, в рамках темы про АВР
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 02 Август 2023, 23:45:35
Этот вопрос уже от меня, в рамках темы про АВР
Я все пытаюсь вспомнить, в чем там подвох. Ведь не случайно контакторы и автоматические выключатели четырехполюсные придуманы. Как-то обсуждалась у нас на работе эта тема, но к чему пришли - не могу сказать, память отшибло  :)
А обсуждали как раз по поводу АВР, при питании от двух источников, разнесенных территориально. И вопрос был - можно ли объединять рабочие нули. В принципе, если считать, что питание осуществляется пятижильными кабелями, то потенциалы нулевых рабочих проводников от разных источников и разной длины могут вроде как не быть одинаковыми. И по ним пойдет переток от одного источника к другому. Но где такое возможно? Скорее всего, в электроустановке с АВР будет TN-C-S. А тут уже, вроде как и рассматривать нулевые шины отдельно друг от друга бессмысленно. Все равно каждая из них соединится с заземляющим устройством ЭУ.
В общем, ответ на этот вопрос мне до конца не ясен.
К слову сказать, перетоки между ЗУ отдельных подстанций случаются. Сам был свидетель, что при определенных условиях даже земляная защита на кабелях, заземленных с обеих сторон и находящихся без напряжения, срабатывает.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 04 Август 2023, 18:26:09
Контакторы и автоматы 4х полюсные делают из-за ЭМС... см. ГОСТ Р 505571-4-44-2011 п.444.4.7 там описано более, менее понятно. Реализовать достаточно сложно такие схемы, начинается пляска с разделением PEN до всех аппаратов, счетчик влазит. Я пробовал - плевался.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 07 Август 2023, 21:13:46
Контакторы и автоматы 4х полюсные делают из-за ЭМС... см. ГОСТ Р 505571-4-44-2011 п.444.4.7 там описано более, менее понятно. Реализовать достаточно сложно такие схемы, начинается пляска с разделением PEN до всех аппаратов, счетчик влазит. Я пробовал - плевался.
Для читающих для быстрого ознакомления: http://termotronic.ru/download/files/gost-r-50571-4-44-2011.pdf?ysclid=ll16wlfkq7378861853
Посмотрел. Почти понял фишку. Но на практике мне известно, что так не делает никто и почти никогда. Я еще понимаю, когда два кабеля приходят от разных ЭУ, террииториально разнесенных. Но и там обычно прилетает либо PEN и никто с ним не геморроится, либо, если N и РЕ, то все равно пихают на общую шину и для питающих кабелей, и для потребителей.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: Sharfik от 08 Август 2023, 16:55:19
Но на практике мне известно, что так не делает никто и почти никогда.
Я случайно набрел на этот раздел. И вообще.. я найти не могу себе хотя бы одного проектировщика способного начертить схему включения контактора,... а тут въехать надо про движение тока.
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: mastaq от 08 Август 2023, 17:23:09
Этот вопрос уже от меня, в рамках темы про АВР
Я все пытаюсь вспомнить, в чем там подвох. Ведь не случайно контакторы и автоматические выключатели четырехполюсные придуманы. Как-то обсуждалась у нас на работе эта тема, но к чему пришли - не могу сказать, память отшибло  :)


кроме темы заземления или зануления, еще одно соображение по поводу 4 полюсных, это если к примеру снимут генератор, то 4 жила в кабеле повиснет в воздухе, а она как бы рабочая
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: AlexZhuk от 09 Август 2023, 00:52:19
кроме темы заземления или зануления, еще одно соображение по поводу 4 полюсных, это если к примеру снимут генератор, то 4 жила в кабеле повиснет в воздухе, а она как бы рабочая
Вот как раз историю с трехфазным генератором я помнил. У него свой рабочий ноль, у сети - свой. Перекидные рубильники для этих целей точно выполняют четырехполюсными.
Но было что-то еще... 
Название: Re: Автоматика на контакторах.
Отправлено: mastaq от 09 Август 2023, 16:47:43
Этот вопрос уже от меня, в рамках темы про АВР
Я все пытаюсь вспомнить, в чем там подвох. Ведь не случайно контакторы и автоматические выключатели четырехполюсные придуманы. Как-то обсуждалась у нас на работе эта тема, но к чему пришли - не могу сказать, память отшибло  :).
может и не совсем уж точно по теме
на этой неделе занимался двумя вопросами, как бы за и против 4 полюсного

у меня хозяство большое и разнесеннон по территорям. есть трансформаторы или щиты которые я и не видел ни разу. и вот обнаружили щит с возможностью резервирования трансформатор - генератор с 2 четырехполюсными устройствами. и граммотный человек обратил внимание, что зануление выполнено после этих выключателей. т.е. когда они будут оба отключены, то электроустановка останется без защит
 и второе - при трехполюсных выключателях, нули обьединины. работал генератор, а по нулю общему напряжение попало в трансформатор. а он тоже работал на холостом ходу. произошла авария