Киловольт
Руководящие документы => Нормативно-технические документы => Тема начата: Maria2000 от 01 Ноябрь 2021, 13:11:27
-
Подскажите, пожалуйста :-[
У знакомого на сборке находится ГРЩ до 1000В и у него шины 10 мм в толщину изогнуты по внутреннему радиусу сгиба всего 10 мм. На взгляд видно, что шина сильно деформирована в месте сгиба. Уже переругались в хлам!
Вопрос: правильно понимаю, что минимальный изгиб регламентируется СП 76.13330.2016 п.п. 6.7.2.2 и это верно для устройств до 1000В а не только 35-220кВ?
Может быть еще какие-то документы есть на эту тему минимальных радиусов сгиба? Не может же быть так, что гни медную шину как ... положит!
P.S.: И еще в соответствии с ГОСТ 434-78 испытания производят п.п. 4.7 - путем сгиба по широкой стороне с радиусом двойной ширины. 8)
-
В принципе, шины они везде одинаковы, что для высоковольтных РУ, что для низковольтных.
Дело в другом: подозреваю, что не все гидравлические инструменты, выполняющие сгиб шин, учитывают требования к радиусу изгиба.
Но вот у КВТ (например шиногибы ШГ-150К (https://kvt.su/prod/electrical-tools/bustools/shg150kneo/)) - у них 5 и 10 мм в паспорте прописано.
Если согнуть жестоко (с теми же 5мм), то невооруженным глазом видно, как медная шина на сгибе изменила свое строение, появились как бы микротрещинки.
Кстати, спасибо за вопрос. Я до этого не задумывался о такой проблеме.
-
AlexZhuk - спасибо за ответ.
По структуре Вы правы - изменения видны не вооруженным взглядом (материаловеда ;)).
Тут больше два вопроса:
- проверяют ли это на "приёмке"?
- понятно, что ошиновка рассчитывается с запасом, но на сколько это реально опасно?
-
- проверяют ли это на "приёмке"?
В моей практике не было. Еще никто до такого не додумался.
понятно, что ошиновка рассчитывается с запасом, но на сколько это реально опасно?
Еще ни разу ничего не выгорело из-за этого. Все собранные нами РУ снабжены шинами, согнутыми практически без учета этих радиусов. Все работает без нареканий.
Даже больше скажу. Были несколько раз ситуации, когда медную шину сгибали не в том месте. Ошибка в измерениях в некоторых случаях неизбежна, поскольку зачастую делается впопыхах да навскидку. Приходилось немного разгибать и гнуть в другом месте, буквально рядом. Структура шины страдала еще больше.
Разгибать медь полностью нельзя - сломается гарантированно. Алюминий мягче, с ним такие выкрутасы с полным разгибом выходили.
Но, похоже, что шины по току выбирают с запасом. Может, поэтому проблем в эксплуатации не было практически никогда.
-
- проверяют ли это на "приёмке"?
В моей практике не было. Еще никто до такого не додумался.
понятно, что ошиновка рассчитывается с запасом, но на сколько это реально опасно?
Еще ни разу ничего не выгорело из-за этого. Все собранные нами РУ снабжены шинами, согнутыми практически без учета этих радиусов. Все работает без нареканий.
Даже больше скажу. Были несколько раз ситуации, когда медную шину сгибали не в том месте. Ошибка в измерениях в некоторых случаях неизбежна, поскольку зачастую делается впопыхах да навскидку. Приходилось немного разгибать и гнуть в другом месте, буквально рядом. Структура шины страдала еще больше.
Разгибать медь полностью нельзя - сломается гарантированно. Алюминий мягче, с ним такие выкрутасы с полным разгибом выходили.
Но, похоже, что шины по току выбирают с запасом. Может, поэтому проблем в эксплуатации не было практически никогда.
AlexZhuk, а повторно гнуть медные шины в изоляции это вообще провальная идея, да?))
-
Медные в изоляции встречал только в гибком варианте, состоящие из набора тонких медных пластинок. Их вообще как хочешь и сколько хочешь.
Трудности были только при прокалывании отверстий. Если после этого попытаться поменять конфигурацию загибов, отверстия "расползаются" и на отдельных пластинках не совпадают друг с другом.
-
А мне вот интересно было бы почитать, или увидеть физику процесса протекания токов КЗ и магнитных полей при КЗ, на точках где была деформация структуры шины.
Видел как то демку программы моделирования физических процессов с примером загнутый проводник под 90 градусов. Суть в том, что на внешней стороне металл растягивается, а на внутренней сжимается и сопротивление внутренней поверхности увеличивается. Сам изгиб мешает прямому движению электронов. В принципе плотность тока по отношению к плотности шины можно посчитать легко, и оценить запас шины по току. А вот что с КЗ не знаю.
-
Что-то не видал я медных шин, переплавившихся при КЗ в месте изгиба.
-
Что-то не видал я медных шин, переплавившихся при КЗ в месте изгиба.
Т.е. можно не переживать?