Автор Тема: Болтовые контактные соединения шин  (Прочитано 352 раз)

Sqoznyak

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
Добрый день, коллеги!
На старом месте работы отверстия под болтовые соединения медных шин было принято выполнять следующим образом см. "Контактные соединения медных шин".
Данное правило работало как для магистральных(сборных), так и для распределительных шин.
На каком основании его получили я не выяснил, в стандартах количество и диаметры болтов отличаются.
Вопрос: Данное правило может считаться рабочим?

Sharfik

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 232
  • Карма: +26/-2
    • Просмотр профиля
Re: Болтовые контактные соединения шин
« Ответ #1 : 25 Ноябрь 2022, 21:10:52 »
Доброго дня.
Посмотрите вот это
Аппаратура распределения и управления до 4000 А
Страница 174-201.

Там есть все: сечение, выбор шага крепления, способа крепления шина-шина. Из тех кто мне на глаза попадался Legrand единственные кто дает информацию по оборудованию и обучают адекватно и понятно, а не так что хочется стать алкоголиком(ABB, SE). У них есть своя лаборатория испытательная и их опыт достаточен для собственного спокойствия.

ПС: На мой взгляд делать все по одному шаблону нельзя. Соединение шин отвечает не только за "сечение", но и за охлаждение места стыка, надежность соединения при КЗ. Курс электротехники гласит что ровные поверхности не соприкасаются на 100% хорошо, три точки контакта основные есть. Поэтому правило приведенное у легранд о пятикратном сечении разумное. Ну и они любят ссылаться на ГОСТ, где это возможно.

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2516
  • Карма: +230/-3
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Re: Болтовые контактные соединения шин
« Ответ #2 : 27 Ноябрь 2022, 00:53:34 »
На мой взгляд, требования по методам соединения шин  должны быть отражены в нормативных документах, действующих на территории страны, где выполняется данная работа. Какое дело лично мне до рекомендаций фирмы Легранд, какими бы они разумными не казались? В нашей стране до сих пор действует "Инструкция по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств" смотрим страницу 48 по ссылке. Похожее, да не то.
Я понимаю, она старая, как останки мамонта, но другого нормативного документа официально нет.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Sharfik

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 232
  • Карма: +26/-2
    • Просмотр профиля
Re: Болтовые контактные соединения шин
« Ответ #3 : 27 Ноябрь 2022, 02:30:23 »
На мой взгляд, требования по методам соединения шин  должны быть отражены в нормативных документах, действующих на территории страны, где выполняется данная работа. Какое дело лично мне до рекомендаций фирмы Легранд, какими бы они разумными не казались? В нашей стране до сих пор действует "Инструкция по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств" смотрим страницу 48 по ссылке. Похожее, да не то.
Я понимаю, она старая, как останки мамонта, но другого нормативного документа официально нет.
Она не может быть старой(законы физики никто не менял за прошедшие 100лет), и она переиздана в 2008. Сейчас по вашему наставлению нашел ее. У вас наверно в варианте ВСН, а в И1.08-08 это 5.1 таблица. Так вот, это "Инструкция...", а не закон, ГОСТ, и т.п. Она дает базовые требования, но не регламентирует. Причем частная - "росэлектромонтаж". А в пункте 3.4 прямым текстом авторы снимают с себя ответственность говоря что все должно быть в проектной документации. Там нет, например, про шаг крепления шин, про особенности установки плашмя и торцом. В сравнении с Легранд авторы инструкции предлагают обходится ОДНИМ болтом 16мм, а у Легранда более приближенно к реальной жизни используются М8-М12, но несколько. Вопрос - в проектной документации проектировщик откуда опыт возьмет?

Недостатки инструкции:
- Авторы не несут юр. ответственность за свои рекомендации.
- Авторы не участвуют в сборке, эксплуатации изделий.
- Авторы не несут материальные убытки, в случаях проблем при сборке.
Я хочу сказать что инструкция сама по себе интересная, полезная, но она поверхностная... Легранда крупная мировая компания, щитовые сборки которой работают по всему миру. И бизнесу не выгодно делать опасные решения, неудобные для эксплуатации и сборки. Как правило это необслуживаемые решения. Шиносборки на 4000А это очень серьезные решения. И проектировщикам, которые занимаются электротехникой надо не только книги читать, инструкции и ГОСТ, но и пособия крупных производителей расширяя свой круг знаний.
Решения Легранд, быстро пробежавшись, ничем не худе, а скорее надежнее.

Последний проект у меня в работе. Заканчиваем проектирование и монтаж. Ударный ток на шинах ~75кА, ток шин 4000А. Вот в каких нормативах, если отбросить производителей и их готовые решения, хоть что то про это есть? Это только считать зная физику процесса и ТТХ болтов по прочности металлов.
« Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2022, 02:38:41 от Sharfik »

Sqoznyak

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
Re: Болтовые контактные соединения шин
« Ответ #4 : 30 Ноябрь 2022, 10:26:01 »
Спасибо всем за ответы !!!
Если у кого-то ещё будет интересная информация по данному вопросу буду признателен !