Автор Тема: Монтаж СИП «по фен-шую» и контр-тяжение  (Прочитано 128 раз)

firehacker

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • Карма: +0/-0
  • toxanbi на ютубе
    • Просмотр профиля
Понадобилось смонтировать ВЛИ-0,4 кВ СИПом. Длина линии приблизительно 700 метров, 4 анкерных пролёта. Солидные сечения.

Понятное дело, что в одиночку такую работу сделать практически нереально, а тем более не имея в своём распоряжении спецтехники и спец. приспособлений, поэтому я стал искать монтажные организации, которые взялись за эту работу. 

Каково же было моё удивление, когда оказалось, что буквально каждая электромонтажная организация (с лицензией и послужным списком) не имеет и половины нужных приспособлений и монтирует СИП не по предписанной технологии, а по колхозной сильно упрощённой и запрещённой мастадонтами СИП-технологии (вроде NILED).

Что за технологии?

Правильная технология
Правильная технология описана в инструкциях и рекомендациях.



Она же показана в учебном фильме НИЛЕД, который на этом форуме уже публиковался:
https://www.youtube.com/watch?v=bS-vlZ8CYOk .
(полная версия фильма)

  • С одного конца линии размещается кабельный барабан с проводом (устанавливается на домкрате или раскаточной платформе).
  • С другой стороны устанавливается механизированная лебёдка, на барабан которой намотан канат-лидер.
  • Далее происходит первый этап: последовательно поднимаемся на каждую опору и на крюк вешаем раскаточный ролик, через ролик пропускаем лидер-канат.
  • Когда лидер-канат дотнут до противоположной опоры (и пропущен через ролик на ней), конец лидер-каната соединяется с концом СИП-жгута с помощью вертлюга и кабельного чулка.
  • Запускается механизированная лебёдка, которая наматывает на себя лидер-канат, а лидер-канат затягивает СИП-провод на опоры.
  • Когда конец СИП достигнет самой дальней опоры, лебёдка останавливается, конец СИП анкерится за анкерную опору.
  • Затем на противоположной анкерной опоре анкерного пролёта с помощью лягушки, ручной рычажной лебёдке, динамометра (или без него) задаётся рабочее тяжение СИПа, после чего и этот конец анкерится за опору. При этом благодаря тому, что на промежуточных опорах СИП лежит на раскаточных роликах, усилие тяжения во всех пролётах получается одинаковым, а поэтому и стрела провеса в каждом пролёте получается правильной (если пролёты одинаковые).
  • Далее происходит второй этап подъёмов: последовательно поднимаемся на каждую опору и перевешиваем СИП с раскаточного ролика на поддерживающий зажим, а раскаточный ролик убираем с опоры.

Неправильная технология
  • СИП с барабана расстилается на землю вдоль будущей трассы. Тут есть разные вариации: либо барабан катят по земле, либо барабан ставят на автомобиль, привязывают конец к чему-то (например к опоре) и автомобиль едет вдоль линии будущей трассы, либо барабан стоит неподвижно, а конец СИП-а привязывают к автомобилю, которые тянет его вдоль будущей трассы.
  • А дальше поочерёдно, опора за опорой, при помощи автовышки поднимают СИП с земли на опору и закрепляют в соотв. арматуре.

Мне нравится «правильный способ» — он технологичный:
  • СИП сразу с барабана затягивается на опоры
  • Нет необходимости раскатывать СИП по земле
  • Не происходит волочения СИПа по земле
  • Благодаря раскаточным роликам горизонтальная составляющая усилия тяжения во всей линии одинаковая, а это означает, что на всех этапах (и при раскатке, и во время окончательного натяжения и после него) горизонтальная компонента усилия тяжения в двух смежных пролётах скомпенсирована и промежуточные опоры испытывают только вертикальное усилие и не испытывают горизонтального усилия, на которое на рассчитаны.
  • Нет необходимости регулировать усилие тяжения / стрелу провеса в каждом пролёте по отдельности

«Народный» способ не нравится по целому ряду причин:
  • Трасса проходит вовсе не по живописной лужайке, а вдоль грунтовой дороги, которая местами выглядит вот так:

    Расстилать по земле СИП значит налепить на каждый погонный метр провода ещё полкило глины и грязи. А это и утяжеление провода, и загрязнение изоляции, а чистая изоляция нам нужна, ведь вдоль всей линии будут устанавливаться прокладывающие зажимы для ответвлений.
  • Ряд способов вообще предполагает волочение СИПа по земле в процессе размотки: а на земле камни, абразивный песок, гвозди. В итоге получим драную изоляцию.
  • Если поднимать СИП пролёт-за-пролётом, то в процессе монтажа на каждую промежуточную опору будет приходится нескомпенсированное тяжение провода (особенно если сразу натягивать его с расчётным тяжением):
  • Нет способа автоматически обеспечить равенство усилия тяжения и стрелы провеса в каждом пролёте:
  • В поддерживающем зажиме на промежуточной опоре на границе между смонтированным и несмонтированным участком будет происходить очень крутой перегиб — меньше разрешённого радиуса изгиба:

  • При подъёме очередного пролёта на опору будет неизбежно происходить волочение лежащей на земле части СИПа по этой самой земле (со всеми камнями, гвоздями, грязью, абразивом и т.п.):




Поэтому я призадумался: а что, если прикупить все необходимые приспособления, нанять спецтехнику (по сути только автовышку), найти несколько человек и самому координировать монтаж по правильной технологии? Или вручить приспособления одной из выбранных монтажных организаций и наказать делать монтаж по правильной технологии?

Но и с технологией монтажа по фен-шую у меня один довольно-таки острый вопрос.

Вот мы через лидер-канат затягиваем СИП на опоры. В самом начале всё хорошо:


А вот мы уже затянули СИП почти на два пролёта:


Естественно, что усилие тяжение в проводе на этом этапе значительно меньше проектного, поэтому и провод провисает столь значительно. И вот тут мы приближаемся к сути проблему.

Тяжение и в канате-лидере и в самом проводе на данном этапе определяется вовсе не лебёдкой в начале линии, а противодействие со стороны барабана с СИПом. И если у лебёдки может быть потенциал тянуть с достаточно большой силой, у барабана нет возможности создавать ответное усилие, ведь он свободно вращается на валу (или на роликах, если используются площадки с роликами под щечки).

Но это половина беды.

Беда в том, что даже если мы остановим лебёдку, барабан может продолжить самораскручиваться под весом провода.
Подчёркиваю: на за счёт инерции барабана, а даже если всё остановить, из состояния полного покоя под весом СИП-провода барабан может начать крутиться и в итоге провод ляжет на землю вот таким образом:




Вывод: мало тянуть лебёдкой лидер-трос. Нужен ещё как-то со стороны барабана создавать контр-усилие.

Но как это сделать? Технологично и безопасно.

Даже во время раскатки усилие тяжения в проводе это десятки килограммов-силы. Тормозить барабан вручную при таких усилиях не только практически сложно, но и плохо стыкуется с ТБ.

Если делать какое-то тормозное устройство для кабельного барабана, то это значит, что лебёдка по сути будет совершать бОльшую часть своей работы против силы трения.

Если бороться с самораскручиванием барабана под весом провода при помощи поводкового отверстия в щечке барабана, то это нужен очень мощный редуктор, потому что учитывая размеры барабана и усилие тяжение, там получается очень большой крутящий момент.

В общем, поделитесь опытом: как на практике при таком способе раскатки с участием лидер-троса (лидер-каната) борются с явлением самораскручивания барабана и саморазматывания с него?
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2023, 20:37:17 от firehacker »

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2730
  • Карма: +260/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Re: Монтаж СИП «по фен-шую» и контр-тяжение
« Ответ #1 : 29 Ноябрь 2023, 07:36:04 »
От души лично могу только посочувствовать. Потому что я еще сам ни разу не видел, как правильно тянут СИП. То есть - только ваш второй вариант.
Объясняется просто: оборудование дорогое ,все хотят срубить бабло, а платить никто не хочет. Зачем фирму нанимать, вон, бригада из трех человек сделает.
А если вы слышали про тендеры.... Опускаются ниже ценового плинтуса ,а потом выясняется, что тянуть как-то надо, а нечем. И денег заложили только на СИП. И то по ценам, ниже рыночных.
Была у нас куплена какая-то смешная лебедка. То ли масло залить забыли в ДВС, то ли трос сразу в нескольких местах порвался. В общем, полагаю, что на этом все и кончилось.
Вот поэтому не стоит удивляться, почему оболочки кабелей из СПЭ не выдерживают испытание повышенным напряжением относительно земли в течение минуты. Там с прокладкой все тоже самое: или роликов не хватает, или половины вообще нет. Это в лучшем случае . Даже если и есть - то пофигизм исполнителей довлеет.
Просьба только, уважаемый firehacker. Не раскидывайте этот пост по интернету. Я вам правду написал, но правда бывает наказуема.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Sharfik

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 356
  • Карма: +40/-2
    • Просмотр профиля
Re: Монтаж СИП «по фен-шую» и контр-тяжение
« Ответ #2 : 30 Ноябрь 2023, 12:03:32 »
Просто прокомментирую.

Цитировать
Ряд способов вообще предполагает волочение СИПа по земле в процессе размотки: а на земле камни, абразивный песок, гвозди. В итоге получим драную изоляцию.
Вы СИП в руках держали? Подрать его изоляцию весьма непростая задача. Ухрюкаешся пока зачистишь.

Цитировать
При подъёме очередного пролёта на опору будет неизбежно происходить волочение лежащей на земле части СИПа по этой самой земле (со всеми камнями, гвоздями, грязью, абразивом и т.п.):
Ролики это круто и красиво, но насчет удобства спорно. Не видел не одной методички по монтажу АС, А провода (который вообще без изоляции) с использованием роликов. Угадайте как его поднимали?  Выражение есть такое "Ума нет - считай колека". Если монтажники дебилы, то они привезут специально для монтажа камни, насыпят гвоздей, абразива в лесу или вдоль дороги. Если нормальные, то пройдут вдоль линии и уберут единственные две бутылки что найдут и пару камней. Не надо придумывать проблебу на пустом месте. И ЛЭП стационарную не ставят там где ваша фотография, ее ставят в 2м от дороги примерно. Там никакой грязи не будет. А полосу они обязаны будут вычистить от лесонасаждений перед монтажем.

Цитировать
промежуточные опоры испытывают только вертикальное усилие и не испытывают горизонтального усилия, на которое на рассчитаны.
Почитайте про назначение и работу несущей арматуры СИП. Сама идея его применения создана, чтобы при возникновении избыточной нагрузки провод падал на землю и частично лежал на опорах, частично на земеле без голой токопроводящей части. А опоры и пролеты рассчитываются по региону на усилие с учетом обледенения. А по вашей логике они должны обламываться от каждого голубя.

firehacker

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • Карма: +0/-0
  • toxanbi на ютубе
    • Просмотр профиля
Re: Монтаж СИП «по фен-шую» и контр-тяжение
« Ответ #3 : 30 Ноябрь 2023, 21:53:20 »
От души лично могу только посочувствовать. Потому что я еще сам ни разу не видел, как правильно тянут СИП. То есть - только ваш второй вариант.
Ну спасибо за сочувствие  ;D

Хорошо, не СИП, а АС-ка, или грозотрос. Я сейчас посмотрел технологическую карту ещё минэнерго СССР на монтаж ВЛ-220 кВ. Там тоже применяются раскаточные ролики. Правда там не применяется лидер канат: АС-ка сразу крепится на трактор (либо к трактуру прицепляется тележка с барабаном) и трактор тянет АС-ку до соседней опоры. Трактор едет вдоль оси трассы (красная стрелка). При достижении очередной опоры провод на земле укладывается в раскаточный ролик, и затем раскаточный ролик с проводом (а может сразу и с гирляндой изоляторов) поднимается поднимается наверх через блок, закрепленный на траверсе, с помощью второго трактора (едет поперёк оси трассы, показан синей стрелкой).



Так вот, хоть технология и немного другая — лидер-троса нет, вместо лебёдки трактор — проблема, обозначенная в исходном посте сохраняется: что не даёт барабанам самораскручиваться под весом полунатянутых проводов?

Единственная зацепка, это вот такой пункт в технологической карте:
Цитировать
§ 7.6 Барабаны с проводами и тросами при их раскатке должны быть прочно установлены на специальных приспособлениях (раскаточных тележках или козлах), оборудованных надежными тормозными устройствами.

Если имеются в виду некое устройство, которое может тормозить и предотвращать вращение барабана, то это как раз то, что меня интересует. Но что это за устройство?

Кому интересно, вот техкарта: https://meganorm.ru/Data2/1/4293815/4293815889.htm

Макс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 80
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
Re: Монтаж СИП «по фен-шую» и контр-тяжение
« Ответ #4 : 01 Декабрь 2023, 12:13:01 »
Цитировать
Если монтажники дебилы, то они привезут специально для монтажа камни, насыпят гвоздей, абразива в лесу или вдоль дороги.

Классика
"До меня наш производственный процесс выглядел следующим образом: с утра мы садились и играли в сику, на деньги (вы умеете играть в сику?). Так. Потом вставали, разматывали барабан с кабелем и кабель укладывали под землю. А потом – известное дело: садились, и каждый по-своему убивал свой досуг, ведь все-таки у каждого своя мечта и свой темперамент: один – вермут пил, другой, кто попроще, – одеколон «Свежесть», а кто с претензией – пил коньяк в международном аэропорту Шереметьево. И ложились спать. А наутро так: сначала садились и пили вермут. Потом вставали и вчерашний кабель вытаскивали из-под земли и выбрасывали, потому что он уже весь мокрый был, конечно. А потом – что же? – потом садились играть в сику, на деньги. Так и ложились спать, не доиграв. Рано утром уже будили друг друга: «Лёха! Вставай в сику играть!» «Стасик, вставай доигрывать вчерашнюю сику!» Вставали, доигрывали в сику. А потом – ни свет ни заря, ни «Свежести» не попив, ни вермуту, хватали барабан с кабелем и начинали его разматывать, чтоб он до завтра отмок и пришел в негодность. А потом – каждый за свой досуг, потому что у каждого свои идеалы. И так все сначала."(С) Из поэмы Москва-Петушки В.В. Ерофеева

Sharfik

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 356
  • Карма: +40/-2
    • Просмотр профиля