Автор Тема: Реактивная энергия учитывается по разному разными счетчиками  (Прочитано 7825 раз)

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
"Реактивная энергия" учитывается по разному разными счетчиками
я имею ввиду, что в зависимости от марки и модели электронного счетчика, есть варианты:

- не учитывает "реактивную энергию" - Меркурий 200, Меркурий 230 А**, ПСЧ-4ТМ.05.(08-11) и др.

- учитывает только индуктивную "реактивную энергию" - Меркурий 230 *R* (1 регистр) и др.

- учитывает индуктивную и емкостную "реактивную энергию" - СЭТ-4ТМ.03.(ВСЕ) (6 регистров), ПСЧ-4ТМ.05.(00-07 и 12-19) (2 регистра)
 причем у ПСЧ-4ТМ.05. можно настроить какую "реактивную энергию" он будет учитывать, см. табличку из паспорта

Цитировать
- учитывает только индуктивную "реактивную энергию" - Меркурий 230 *R* (1 регистр)
я подключал к счетчикам Меркурий 230 ART :
Усилитель (с трансформатором) - считает "реактивную энергию"
Конденсатор от светильника - не считает
Еще подключал наоборот, питание 220 на выход счетчика, конденсатор на вход - считает "реактивную энергию"


Активную энергию считают так:

- прямого и обратного направления, все добавляет в 1 регистр, чтоб отмотать не смогли
Меркурий 200, Меркурий 230 А**, ПСЧ-4ТМ.05.(08-11), ПСЧ-4ТМ.05.(12-19), ПСЧ-4ТМ.05.(00-07 после настройки)

- прямого в 1 регистр, обратного - в другой
Меркурий 230 АR*2 (предположительно), СЭТ-4ТМ.03.(ВСЕ), ПСЧ-4ТМ.05.(00-07 по умолчанию)

это те счетчики,с которыми имел дело, экспериментировал
« Последнее редактирование: 24 Август 2022, 17:08:23 от LiOPSIK »

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
чтобы прочитать массив мощности у счетчиков СЭТ-4 и ПСЧ-4 нужно воспользоваться старой программой 2005 или 2006 года, а более свежие выдают ошибку.

выложил на яндекс диск разные версии Конфигуратора
также считал Тарифное расписание из 5 разных счетчиков
https://disk.yandex.ru/d/bRDs3LxJhV-2uQ

Алексaндр

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 266
  • Карма: +38/-4
    • Просмотр профиля
Опыты со счетчиком и конденсатором
https://youtu.be/sM31oLHmlVA

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
Опыты со счетчиком и конденсатором
https://youtu.be/sM31oLHmlVA
вроде бы я его видел раньше, а сейчас
Видео недоступно
Этот контент заблокирован в домене вашей страны по требованию государственных органов.

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
В инструкции к ПСЧ-4 рассказано, какими алгоритмами вычисляются параметры. Фото 1
Активная мощность высчитывается напрямую. Реактивная мощность получается вычитанием активной из полной мощности "по Пифагору". При этом класс точности ко ней ниже.
Почему ее не высчитать напрямую, как и активную? Ответ знают только разработчики. Но я догадываюсь почему.

Для начала приведу пример с замерами тока 2 светодиодных ламп. Одна с ККМ, форма тока напоминает синус, другая - без, форма тока в виде острых пиков, хуже чем у большинства импульсных БП. Осциллограммы делал в том году, они лежать в другой теме.

Ещё я не понимал, почему счетчик показывает очень странные значения для параллельно включенных иму. БП и активно-индуктивной нагрузки (усилитель, моторчик). Стрелка вектора полной мощности то находилась внизу (имп. бп), то сразу прыгала вверх (при подсоединении имп. бпи усилителя с тр-рным бп). Хотя по замерам устройств по отдельности она должна быть в центре справа (компенсация друг друга). Разобрался...

По сути счетчик измеряет:
1_активную_мощность
2_напряжение
3_ток

Остальное он вычисляет:
4_полная_мощность - 2_напряжение  * 3_ток
5_реактивная_мощность - 4_полная_мощность минус 1_активная_мощность (по Пифагору)

6 коэф. мощности - (1_активная мощность/2_напряжение)/3_ток...  1 2 3

и, соответственно, вектор полной мощности исходя из коэф. мощн.

а направление... с обычной нагрузкой всё понятно, по правилам электротехники

а с нелинейной нагрузкой (имп. бп) - если ток в начале полупериода опережает напряжение (заряд накопительного конденсатора) - в 4-й ёмкостной квадрант

фото 2 и 3
если напряжение опережает (в дуговой лампе ДРВ разряд загорается после достижения некоторого, зависящего от температуры, напряжения) - в 1-й индуктивный квадрант. Хотя индуктивности в лампе нет. Но зато есть несинусоидальный ток. Который больше, чем расчетное значение 1_активная_мощность/2_напряжение

еще раз поясню, к чему привели мои наблюдения.
счетчик не меряет реактивную мощность, как таковую.
он меряет, активную мощность, делит её на замеренное напряжение, получает активную составляющую тока.
то есть такой ток, который потреблял бы резистор при такой мощности и синусоидальном напряжении.
далее делит его на замеренный ток в сети (любой формы, счетчик измеряет true rms).
таким образом получает коэф. мощности.
неважно что в сети, лампы, моторы, конденсаторы, имп. бп, всё подряд.
и на основе этого коэф. мощн. вычисляет всё остальное, угол вектора полной мощности
отсюда и получаются такие бредовые замеры как
https://forum.rukilovolt.info/index.php/topic,1056.msg7565.html#msg7565
то есть графа ВАр (реактивная мощность) полностью не соответствует реальности
« Последнее редактирование: 17 Июль 2023, 08:21:56 от LiOPSIK »

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
3 фотки никак не влезали, при сжатии меньше 30% уже расплывчитость появляется,поэтому отдельный пост

замеры 3 приборами:
простой мультиметр Мастеч
Аненг true rms
Счетчик псч-4тм.05мк.24 (на 100А, удивил точностью замера миллиамперов)

СИД лампа 60 Втбез ККМ, ток кривой
Тестер обычный  0,25А х 220В = 55ВА занижает ток
Тестер TrueRMS 0.43А х 220В = 90ВА показывает нормально
60 Вт https://forum.rukilovolt.info/index.php/topic,1056.msg7528.html#msg7528

счетчик тоже показывает нормально
Кому верить? А верить можно только тепловому амперметру ;)

что интересно, замер тока лампы обычным тестером примерно дает мощность в Вт, на Ютубе было видео про мощность (неправильное), и в замерах лампы были значения
Тестер обычный  16ВА что соответствовало мощности лампы
Тестер TrueRMS 30ВА

фото 2 и 3
все приборы показывают одинаково
47,5мА х 220В = 10ВА СИД прожектор 10ВА ККМ, ток синусный (примерно)
10 Вт https://forum.rukilovolt.info/index.php/topic,1056.msg7518.html#msg7518

пс. в описаниях к фоткам по ссылке могут быть ошибочные пояснения, на тот момент я не до конца разобрался в происходящем, но куча замеров помогли разобраться
« Последнее редактирование: 17 Июль 2023, 07:17:01 от LiOPSIK »

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
Вот, так как сид лампа не имеет на борту ёмкости или индуктивности, которые подключены непосредственно к клеммам питания, и которые накапливали бы 1/4 периода энергию из сети, а следующие 1/4 периода отдавали её обратно, сид лампа не является потребителем реактивной мощности.

Но при этом у нее есть такие параметры, как коэф. мощности, активная мощность, полная мощность.
Если бы алгоритмы счетчика вычисляли все 3 мощности по отдельности, получилась бы несостыковка, и более сложные данные для вывода на экран. А электрик бы уже гадал, что и почему.
полная 90
активная 60
реактивная 0
с точки зрения электротехники, приравнивать разницу между полной и активной мощностями нелинейного потребителя, такого как сид лампа, неправильно. Но с практической точки зрения, удобства контроля происходящих процессов на подстанции, видимо, это оптимальное решение.

честно говоря, у меня есть сомнения в правомочности применения термина "полная мощность" к сид лампам и имп. БП.
как будет пояснено ниже, это полная мощность получается перемножением напряжения (синусного) на ток (импульсный). это как сравнивать децибелы на входе усилителя (напряжение), на выходе усилителя (мощность) и децибелы на колонке (звуковое давление), да, между ними есть связь, но оооочень нелинейная)))

Даже для линейных нагрузок этот термин появился не сразу, на заре электротехники употребляли "кажущаяся мощность", что лучше отражает суть явления.

только природа появления этой "полной мощности" немножко разная.
в устройствах с катушками (моторы) увеличенный потребляемый ток (несоответствующий активной мощности) получается за счет питания индуктивности, на "зарядку и разрядку". Он так же греет кабель питания, как и активная составляющая тока, вызывая лишний расход энергии.

в импульсных бп (устройствах с диодным мостом и накопительным конденсатором) увеличенный ток вызван другой причиной. Он длится гораздо меньше полупериода, и за это время нужно передать ту же самую мощность. Напряжение, соответственно, тоже используется это короткое время. Можно приравнять его к прямоугольным импульсам с высокой скважностью. Разумеется, его эффективное значение гораздо меньше тех 220В, которые были при синусоиде. Отсюда получается, что имп. БП питаются пониженным напряжением, но повышенным током.
И этот повышенный ток требует применения проводов большего, раза в 1,5, сечения.
Тепло в проводах выделяется сильнее, но меньше по времени. Значит, потерь, как с реактивной мощностью у моторов, не имеем. Верно?
Но искаженная форма тока (а в след за ней - и напряжения, из-за неравномерности нагрузки) вызывает другие неприятные процессы в элементах сети, "плодит гармоники", греет нулевой провод, то есть приводит опять же к потерям на нагрев, только по другому

пс
коэф. искажения напряжения днем 7% (окраина Москвы), ночью 4% (повыключали телевизоры и люстры).
Алекс Жук в видео про щитовой анализатор сети показал коэф. искаж. напр. тоже 7%
это так, к слову
фотки в предыдущем посте
« Последнее редактирование: 17 Июль 2023, 07:24:58 от LiOPSIK »

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
годноту подвезли!
я всё на пальцах пояснял, а тут по науке разложили

https://youtu.be/Z18u9Yqd8QE

LiOPSIK

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 155
  • Карма: +10/-1
    • Просмотр профиля
    • youtube
обобщил инфу в 1 видеоролике
https://youtu.be/ug9P9BIcuSo