Автор Тема: Проверка кабеля на динамическую и термическую стойкость?  (Прочитано 8300 раз)

engineer_

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
Приветствую,
господа давайте проверим правильность выбора

силового кабеля сечением 25mm2 (NYY-J, трехжильные+PE, прокладка в кабельном лотке)
для мотора (ток 64A/400V AC)
длина кабеля 80m

в MCC установлен предохранитель gG Siemens 3NA3836 (160A) и тепловое реле 3RB30461XB0 (32-115A)

Вопрос при коротком замыкании (например в двигателе), есть ли риск повреждения силового кабеля, т.к. защиту от короткого замыкания обеспечивает предохранитель (160A).
Как проверить этот кабель?

Например конфигуратор Simaris говорит все ОК, а другой конфигуратор, как только выбираем предохранитель 160A говорит испольщовать кабель 70mm2.
Кто прав?

Минаков Максим

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 256
  • Карма: +23/-0
  • Начальник ЭТЛ
    • Просмотр профиля
А ток КЗ то какой?

engineer_

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
По поводу тока короткого замыкания,
у нас есть небольшой шкаф MCC, в шкафу вводной автомат 400A, заказчик запытывает наш шкаф, у него будет автомат на размер больше.
Что у заказчика не известно.
Если пользоваться конфигуратором SIMARIS то он показывает что ток к.з. на моторе максимальный 3000A (принтскрин прикреплен).

engineer_

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
по поводу токовой характеристики предохранителя...
нашел в нете информацию по кабелю NYY по токе короткого замыкания Short circuit current
по таблице кабель 25mm2 если я правильно понимаю выдерживает ток к.з. 2,88kA в течении 1 секунды,
посмотрел характеристики предохранителя 3NA3836
при этом токе 2,88kA предохранитель перегорит через 0,024c. получается что можно использовать?

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2817
  • Карма: +274/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
А кто это у нас в современном мире в МСС для защиты электродвигателя ставит предохранитель, а не автоматический выключатель защиты двигателя? Максимум, где видел там предохранители, это элементы подогрева оборудования.
Исправьте это. Столько проблем снимете.

К тому же, если это МСС, то как система узнаёт, что сработала защита (перегорел предохранитель)? Криво это.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

engineer_

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
А кто это у нас в современном мире в МСС для защиты электродвигателя ставит предохранитель, а не автоматический выключатель защиты двигателя?
Вы удивитесь, но есть еще такие "компании" которые так делают. Ставят предохранители плюс тепловое реле, вместо того чтобы поставить автомат с тепловой защитой.
Но это мы уже отошли от вопроса...вопрос был по проверке кабеля...не могли бы ответить на тот вопрос.

Исправьте это. Столько проблем снимете.
к сожалению это не мы делаем поэтому исправить не представляется возможным
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2023, 11:46:58 от engineer_ »

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2817
  • Карма: +274/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Но это мы уже отошли от вопроса...вопрос был по проверке кабеля...не могли бы ответить на тот вопрос.
На этот нет. Я расчетами не занимаюсь.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Минаков Максим

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 256
  • Карма: +23/-0
  • Начальник ЭТЛ
    • Просмотр профиля
Термическая стойкость проверяется по величине тока КЗ и времени его протекания, пока защита не отключить. А для расчёт динамической стойкости необходимо знать ударный ток КЗ.

engineer_

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
  • Карма: +1/-0
    • Просмотр профиля
Термическая стойкость проверяется по величине тока КЗ и времени его протекания, пока защита не отключить. А для расчёт динамической стойкости необходимо знать ударный ток КЗ.
ударный ток КЗ я не рассчитывал, и если честно слабо представляю себе как это "корректно" сделать,
у нас шка MCC, в шкафу вводной автомат на 400A, питание на наш шкаф идет от заказчика, что у него там не известно.
Что нужно запросить у заказчика чтобы посчитать ток К.З.?

а как такой ток может быть на кабеле? предохранитель перегорит уже при токе 2,88kA через 0,024c
если я правильно понимаю что у нас не может быть ток больше чем максимальная уставка предохранителя

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2817
  • Карма: +274/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
а как такой ток может быть на кабеле? предохранитель перегорит уже при токе 2,88kA через 0,024c
если я правильно понимаю что у нас не может быть ток больше чем максимальная уставка предохранителя
Если мы оцениваем термическую устойчивость кабельной линии, то должны знать расчетный ток КЗ в конце ее. Как вариант - измерение сопротивления петли фаза-нуль в этой точке, но нам нужен самый максимальный ток для данных расчетов. То есть - ток междуфазного КЗ. Точнее - трехфазного, он самый могучий.
Затем, если речь идет о предохранителе, надо по его характеристике выяснить, за какое время при данном токе он перегорит. Не факт, что в конце линии будет 2,88кА. Как показала практика измерений, может быть и даже 200А. Все зависит от удаленности от источника питания (трансформатора), сечений кабелей.
И вот, когда мы узнаем время протекания тока и его величину, то из этого и рассчитываем.
что же касается динамической стойкости кабельной линии, то что-то мне подсказывает, что это бредовая величина. Не слышал раньше, что для КЛ это понятие существовало. Про шины - да, там есть чему ломаться при деформации в результате динамических усилий - изоляторам. Автоматические выключатели - да, для них эти токи указываются производителями. Но для кабеля - .... может, я чего-то подзабыл из теории?
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Минаков Максим

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 256
  • Карма: +23/-0
  • Начальник ЭТЛ
    • Просмотр профиля
а как такой ток может быть на кабеле? предохранитель перегорит уже при токе 2,88kA через 0,024c
если я правильно понимаю что у нас не может быть ток больше чем максимальная уставка предохранителя
Если мы оцениваем термическую устойчивость кабельной линии, то должны знать расчетный ток КЗ в конце ее. Как вариант - измерение сопротивления петли фаза-нуль в этой точке, но нам нужен самый максимальный ток для данных расчетов. То есть - ток междуфазного КЗ. Точнее - трехфазного, он самый могучий.
Затем, если речь идет о предохранителе, надо по его характеристике выяснить, за какое время при данном токе он перегорит. Не факт, что в конце линии будет 2,88кА. Как показала практика измерений, может быть и даже 200А. Все зависит от удаленности от источника питания (трансформатора), сечений кабелей.
И вот, когда мы узнаем время протекания тока и его величину, то из этого и рассчитываем.
что же касается динамической стойкости кабельной линии, то что-то мне подсказывает, что это бредовая величина. Не слышал раньше, что для КЛ это понятие существовало. Про шины - да, там есть чему ломаться при деформации в результате динамических усилий - изоляторам. Автоматические выключатели - да, для них эти токи указываются производителями. Но для кабеля - .... может, я чего-то подзабыл из теории?

Вообще, да, на динамическую стойкость проверяются только жёсткие конструкции. Но если немного отойти от темы, то при большом токе КЗ и большом сечении кабеля, который в свою очередь закреплён на опоре или изоляторе, этот кабель может с лёгкостью вырвать с корнями.

AlexZhuk

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2817
  • Карма: +274/-5
  • Модератор
    • Просмотр профиля
Но если немного отойти от темы, то при большом токе КЗ и большом сечении кабеля, который в свою очередь закреплён на опоре или изоляторе, этот кабель может с лёгкостью вырвать с корнями.
Не раз слышал, что при прохождении токов КЗ высоковольтные кабели начинают извиваться на полках, как змеи.
Один из работников электроцеха, в котором я начинал свою производственную деятельность, в этом убедился, когда в кабельном подвале сидел на полке с кабелями. На противоположной полке он устанавливал кабельную муфту. И тут где-то коротнуло. Один из кабелей, на котором он сидел, активно зашевелился. В итоге кабельщик быстро и легко вышел из канала через люк ,в который изначально не помещался из-за собственных немалых габаритных размеров.
Фильмы об электротехнике и не только:
www.youtube.com\АлексЖукПрофи

Минаков Максим

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 256
  • Карма: +23/-0
  • Начальник ЭТЛ
    • Просмотр профиля
Термическая стойкость проверяется по величине тока КЗ и времени его протекания, пока защита не отключить. А для расчёт динамической стойкости необходимо знать ударный ток КЗ.
ударный ток КЗ я не рассчитывал, и если честно слабо представляю себе как это "корректно" сделать,
у нас шка MCC, в шкафу вводной автомат на 400A, питание на наш шкаф идет от заказчика, что у него там не известно.
Что нужно запросить у заказчика чтобы посчитать ток К.З.?

а как такой ток может быть на кабеле? предохранитель перегорит уже при токе 2,88kA через 0,024c
если я правильно понимаю что у нас не может быть ток больше чем максимальная уставка предохранителя

Если хотите заморочиться, то запросите у заказчика расчётный ток КЗ у вас на вводном автомате, а дальше уже по известным формулам, которые есть в интернете и книгах по расчётам систем электроснабжения, находим сопротивление системы, сопротивление элементов цепи до нужной вам точки и считаем ток КЗ, термическое действие тока и тд. С динамической стойкостью я бы не заморачивался.

А что касается вашего терминала, то возможно он считает по длительно-допустимому току. Потому что для кабеля сечением 25 мм2, такой ток явно меньше 160 А. Вот он вам и советует использовать большее сечение.

blastbeat

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 683
  • Карма: +89/-1
    • Просмотр профиля
    • http://nooooooooooooooo.com/
А кто это у нас в современном мире в МСС для защиты электродвигателя ставит предохранитель, а не автоматический выключатель защиты двигателя?
Вы удивитесь, но есть еще такие "компании" которые так делают. Ставят предохранители плюс тепловое реле, вместо того чтобы поставить автомат с тепловой защитой.
Ну предохранитель в ответственных установках предпочтительнее будет. Предохранитель, если он правильно подобран, обеспечивает отключение быстрее автомата. При этом с соблюдением разных специфических условий. По стоимости - некоторые "узкопрофильные" предохранители стоят дороже автоматов, хотя большинство - дешевле. Недостаток в сравнении с автоматом и в том, что если перегорел то нужно менять.

Конкретно в этом случае
в MCC установлен предохранитель gG Siemens 3NA3836 (160A) и тепловое реле 3RB30461XB0 (32-115A)
предохранитель заточен под кабельную линию. Двигатели защищают предохранителями gM или аМ. Возможно, при КЗ в двигателе gG может и не отработать корректно.