Все очень просто. Надо понимать, как происходит определение вообще факта события "замыкание на землю".
Замыкание на землю в цепях постоянного тока, изолированных от этой самой земли, невозможно без создания искусственной связи с этой самой землей. Это и делает ваш прибор, да любая другая система контроля изоляции на тех же станциях. Грубо это выглядит так: есть два вольтметра, подключенных по довольно простой схеме. Один - между плюсом сети и землей, другой - между минусом и землей. А теперь представим эту последовательную цепь из двух вольтметров, на которой напряжение сети - 220В. Что на земле? Сопротивления вольтметров одинаковые, на земле - половина напряжения питания.
В нормальном режиме вольтметры показывают каждый по 110В. Но стоит одному полюсу наглухо "сесть на землю", на вольтметре, подключенному к этому полюсу, будет ноль. На втором - 220В (кстати, поэтому они со шкалой на полное напряжение сети). Если замыкание идет через сопротивление, да еще и неустойчивое (вода попала), то показания будут плавать, причем именно так, как вы и описали.
Ваш Бендер, похоже, улавливает замыкание по такому же принципу. Да и много таких устройств сейчас, они сейчас в каждом ШОТ-е стоят. Поищите на его клеммниках, наверняка от одной из клемм, помеченных значком "земля", отходит к ЗУ электроустановки желто-зеленый проводок. Это и есть единственная штатная связь с землей вашей системы постоянного тока.
В этом методе есть недостаток. Если бы не устройство контроля изоляции (так оно называется), то прикосновение к плюсу или к минусу было бы не то, чтобы безопасным, но и не ощущалось бы вовсе. За счет искусственно созданной связи с землей потенциал-таки есть штатно, и прикосновение ощущается, как минимум. Но без этого никак.