Тема назрела, ибо душа моя переполнена негодованием.
Споры о целесообразности использование системы ЕГЭ в школах не утихают, и лично мое мнение по этому поводу однозначно: убрать этот дебилизм срочно! Этот способ изначально был выдуман для тестирования детей с проблемами с психикой, не позволяющим общаться тет-а-тет с преподавателями.
Но у нас это приняли, как должное и необходимое. правильно, давайте цифровизируем подход к аттестации учащихся, так удобнее их в ВУЗы принимать. Посмотрели общий балл, и поняли: годится или нет. А тот факт, что подготовка к ЕГЭ сводится к заучиванию правильных ответов на вопросы никого не волнует.
Теперь мы, электрики, идем той же самой тропой. Наверное. в этом нет ничего плохого,
НО ...
Вот готовлюсь я к очередной проверке знаний. Я специалист ЭЛ с группой по электробезопасности V. Ну хорошо, есть вопросы по системам заземления, по составу комиссий по проверке знаний, по применению средств защиты, по наряду-допуску. Все это вопросов у меня не вызывает. И, в принципе, для компьютерного тестирования вещь годная. Так как на вопросы существуют однозначные ответы, знание которых обязательно для работников ЭЛ.
Но есть серия вопросов, касающихся
обязанностей ответственных лиц: ответственного за электрохозяйства, руководителя (технического руководителя) предприятия и так далее. Зачем мне все это? Это они должны знать свои непосредственные обязанности, кто за что отвечает, какие приказы утверждают.
Далее - пошли вопросы
по эксплуатации. Как нельзя эксплуатировать электродвигатели, когда надо отключить трансформатор (напряжением 110кВ, где я вообще не бываю), кто эксплуатирует аккумуляторную батарею. Вопросы к персоналу, занимающимся эксплуатацией электрооборудования, но никак не к ЭЛ.
И, на десерт -
ОДУ!!! Когда какие переключения разрешаются, кто производит, какой-там на фиг диспетчер - я вообще потребитель!
Я уже не говорю о конкретных ляпах, когда ни хрен его не знает, как ответить на криво заданный вопрос.
Выводы:1. Есть мнение, что составлением вопросов занимаются некомпетентные люди, не имеющие понятия, какие из них для какой категории работников обязательны для знания.
2. В связи с большим количеством таких категорий работников (
а всем нам известно, что электроэнергетика - понятие обширное) у этих людей есть соблазн зачесать как можно больше народу под одну категорию, чтобы не плодить большое количество вариантов вопросов. В принципе, ничего нового: инспекторы Ростехнадзора на экзаменах ведут себя порой точно так же. Иной раз такое спросят, что потом всю дорогу домой гадаешь: а тебе это знать зачем?
3. Что получается в сухом остатке, проверенное на собственной шкуре. Знать правила желание при подготовке к проверке знаний отпадает полностью. Единственный способ сдать такой Электротехнический Ежегодный Экзамен (ЭЕЭ) - заучить варианты ответов. Например, ответьте сходу на вопрос:
При каком уравнительном токе допускается включение и отключение "кольцующих" разъединителей?
1. 55А
2. 70А
3. 90А
К чему мы придем в итоге?Наблюдается 2 противоречивых нюанса. С одной стороны - закручивание гаек по ОТ на предприятиях. С другой - вот такие вот проверки знаний. И то, и другое народ демотивирует.
Если так пойдет и дальше - можно больше будет не снимать фильмы по охране труда и не выкладывать на канале. В сети будут популярны срезки правильных ответов на вопросы для использующихся для проверки знаний программ.